01 июля 2023/ 12:03

#История

Исчезнувшая принцесса: как Анна Левенштейн сыграла со смертью в поддавки

Наталья Бирюкова   01 июля 2023/ 12:03

В начале ХХ века перелет через Атлантику считался фантастикой.

Принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг

Принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг

Еще в начале ХХ века перелет через Атлантику считался фантастикой. Даже авиаторы полагали, что решить эту задачу удастся только через 20–30 лет. Но в 1920-е годы все изменилось. Авиация покоряла океаны, воздушные асы стали совершать попытки перелетов из Америки в Европу и обратно.

Игра со смертью

Эта задача захватывала дух — 8 тысяч километров над океаном! Возникали самые разные идеи. Например, один американский бизнесмен предлагал, чтобы для подстраховки летчика по водному пути сопровождали судна, на которые можно было совершить аварийную посадку.

Но и это в те годы считалось исключительно опасным и ненадежным делом. И вообще, столь длинный беспосадочный перелет на тихоходном (а других попросту не было) самолете практически без навигационного оборудования — вот уж, право, настоящая игра со смертью в поддавки.

Подвиг Линдберга

Началом новой эпохи стала весна 1927 года. 96 лет назад 25-летний американский летчик Чарльз Линдберг на моноплане под названием «Дух Сент-Луиса», созданном по его заказу, перелетел из Нью-Йорка в Париж. Без посадок и вполне благополучно! За этот подвиг он получил не только премию в 25 тысяч долларов (по тем временам огромная сумма), но и ордена, почетные звания и мировую славу.

Любопытно, что в 1938 году американский летчик побывал и в гитлеровской Германии, и в СССР — и везде его встречали как героя. Марина Цветаева посвятила ему поэму. В Советском Союзе его имя знал каждый мальчишка — и все «красные» летчики уважали американского собрата и мечтали повторить или превзойти его достижения.

Чарльз Линдберг

Чарльз Линдберг

В начале Второй мировой войны Линдберг совершил несколько поступков, которые легли тенью на его славу. Он произносил речи в поддержку Германии и выступал против участия США в войне с Третьим рейхом. Вплоть до того, как японцы совершили бомбежку американского флота в Перл-Харборе. После этого слава летчика-первопроходца несколько померкла, хотя и в изгоя он не превратился.

Каприз светской львицы

Перелететь из Европы в Америку несколько труднее, чем наоборот. Таковы природные условия. Стать первой на этом маршруте мечтала… английская принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг, жена известного лондонского светского льва, принца крови, чью тройную фамилию она и носила. Впрочем, ее отец тоже принадлежал к знатному роду — был четвертым графом Мексборо.

А теперь представим, как в те времена относились к женщинам, даже самых благородных голубых кровей. «Кухня, дети, церковь» — эта поговорка в начале ХХ века еще не устарела. Можно было, конечно, блистать на балах, содержать салоны, музицировать и меценатствовать по возможности…

И все-таки это был сугубо мужской мир. Женщины, конечно, боролись и за избирательные права, и вообще старались держаться независимо. Но старинные стереотипы все еще оказывались сильнее того, о чем мечтали тогдашние феминистки.

Анне достались бедовый характер и храброе сердце. Принцесса считалась одной из лучших спортсменок Британии. Причем предпочитала самые опасные хобби. Увлекалась горными лыжами, стала авиатором. Рисковала! И никто не мог ее остановить. Ей уже принадлежало одно заметное авиационное достижение. Она — первая из представительниц прекрасного пола — в одиночку пролетела над Средиземным морем из Египта во Францию.

Самолеты падают сплошь и рядом? Как победить аэрофобию

Экипаж «Святого Рафаила»

Анна могла стать не только первой женщиной, перелетевшей через Атлантику, но и первым человеком, совершившим такой подвиг не ради денег. Ее интересовало другое — доказать, что женщины способны на рывок во имя науки и прогресса. К тому же, как патриотка своей страны, она желала, чтобы первыми на этом пути стали именно англичане. Британский приоритет! О таких материях принцесса не забывала никогда.

Анна предложила совершить совместный полет известным летчикам — полковнику Фреду Минхину и капитану Лесли Гамильтону. Оба не смогли отказать прекрасной даме. Сама принцесса собиралась полететь в Канаду в качестве пассажира, но в крайнем случае готова была подменить пилота. Что ж, теперь следовало подобрать самолет. Выбор пал на голландский одномоторный «Фоккер Ф-УИА» с британским мотором «Бристоль Юпитер» в 450 лошадиных сил.

Самолет переоборудовали, чтобы взять на его борт дополнительный запас бензина, и дали ему название «Святой Рафаил». В честь архангела, который издавна считался покровителем путешественников и врачевателей, а в ХХ веке стал еще и «небесным патроном» авиаторов. Все расходы взяла на себя принцесса — дама состоятельная.

Разумеется, многие ее родственники — и со стороны отца, и со стороны мужа — восприняли эту идею в штыки. Но Анну никогда не интересовали чужие мнения о ее планах.

Перелет через Атлантику действительно был серьезным испытанием. 8 мая 1927 года газеты сообщили, что два француза, капитаны Шарль Нунжессер и Франсуа Коли, вылетели из Парижа в Нью-Йорк на одномоторном биплане «Белая птица». 9 мая от них не поступило никаких весточек. Не появились они и потом… Авария и гибель. И такая участь ожидала многих европейских асов, которые пытались «перепрыгнуть» из Нового Света в Старый.

Такие новости только распаляли азарт принцессы. Анализируя неудачные попытки трансатлантических перелетов, она решилась на опасное предприятие — перелететь из Англии в Канаду, которая, между прочим, принадлежала британской короне. Больше всего принцесса боялась, что их опередят французские конкуренты…

Но, подготовив самолет, несколько недель они ждали. Получали сведения от метеорологов. Наконец ранним утром 31 августа 1927 года летчики, дождавшись благоприятной погоды, заняли место в своем «Фоккере» на аэродроме Упайвоне, который находится в графстве Уилтшир, при немалом стечении экзальтированной публики.

Принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг

Принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг

Огни над океаном

Все внимание репортеров, конечно, получила принцесса — в ярко-лиловых кожаных бриджах и желтых меховых сапожках. Она спокойно улыбалась, как будто пришла на бал. За штурвал сел Минхин. Анна устроилась в кресле за его спиной, поместив в ногах корзину с провизией и шляпную коробку. Перегруженный «Фоккер» долго разгонялся и поднимался в воздух, наконец взмыл в небо — и с земли ему громко аплодировали.

Через 14 часов навигационные огни «Святого Рафаила» заметили моряки с танкера «Джозиа Масей». Это было почти посередине Атлантики. Все многочисленные «болельщики» рекордного перелета встретили эту новость с восторгом. К сожалению, рации у пилотов не было и они не могли послать никаких сообщений на землю. Прошло еще 8 часов. Подул сильный юго-западный ветер, который мог легко, как пушинку, сдуть в океанскую ширь несчастный «Фоккер».

Исчезнувший «Фоккер»

Их ждали в Канаде, на острове Ньюфаундленд. Смотрители маяков не спали всю ночь, вели наблюдения самым дотошным образом. Ждали их и на летном поле Оттавы — канадской столицы, где британцы планировали приземлиться. Тщетно. Их искали канадские, американские, британские, голландские летчики и моряки. Но в то время снарядить серьезную поисковую экспедицию не представлялось возможным: просто не существовало столь быстроходных самолетов и кораблей.

Несколько раз у родных и близких принцессы и летчиков появлялась надежда найти самолет и, может быть, спасти его пассажиров. Поступали косвенные, смутные свидетельства от разных моряков и жителей островов. Но проходили дни и недели, и надежды таяли…

Принцесса и ее благородные рыцари исчезли бесследно, пропали навсегда, как это бывало в романах Вальтера Скотта или Герберта Уэллса. Что же осталось? Только память об отчаянном рывке в Канаду, который мог бы стать исторической вехой, но остался трагедией и загадкой. Их оплакивали тысячи людей на двух континентах, о них писали газеты в десятках стран.

Принцесса, исчезнувшая на взлете, как это грустно и романтично. Но, возможно, без таких безрассудных попыток прогресс в покорении неба притормозился бы? Истории необходимы смельчаки. В том числе в элегантных дамских сапожках. Экипаж «Святого Рафаила» остался легендой Атлантики. Теперь уже навсегда.

Борис Александров

Подробнее

Источник: Журнал «Архивы XX века» / Фото: commons.wikimedia.org