07 августа 2023/ 10:03

#Обложка

ЧП в День милиции: почему КГБ «замяло» дело об убийстве инкассаторов

Наталья Бирюкова   07 августа 2023/ 10:03

Ограбление произошло в Крыму в 1974 году.

Нападение на ГАЗ-51

Криминальная история в Крыму

Если судить по официальной советской хронике, в СССР с ограблениями был полный порядок. То есть их либо не было, либо они молниеносно раскрывались, а негодяи получали по заслугам.

Если копнуть глубже, картина оказывается не столь радужная, а местами и вовсе скверная. Один из самых страшных примеров — ограбление и убийство инкассаторов в Крыму в 1974 году.

Состояние в хозяйственной сумке

Труженики колхоза имени XXII съезда КПСС из села Вилино радостно ожидали конца 1974 года. Каждому из них на руки полагалась солидная сумма в несколько рабочих окладов — в честь ударного сбора урожая.

В те годы деньги выдавали без задержки, но сначала их следовало привезти из Сбербанка города Бахчисарай. Вскоре была утверждена дата — 10 ноября. Несмотря на размер суммы — а колхозникам требовалось выплатить порядка полумиллиона рублей — за ней послали обычный ГАЗ-51 с водителем Виктором Салиным и кассиром Лидией Сурвизовой.

По прибытии на место, впрочем, обнаружилось, что в кассе выдать могут только 80 тысяч, а после согласования с Симферополем согласились еще на 50 Это все равно были громадные деньги, учитывая, что желанный советский автомобиль ВАЗ-2101, «копейка», продавался примерно за 5 тысяч, а кооперативная квартира в Москве стоила 10 тысяч. Зарплата колхозников из Вилино считалась одной из лучших в регионе, от 600 до 900 рублей. А тут еще несколько окладов…

Так или иначе, Сурвизова получила в банке сумму и поместила ее в обычную холщовую хозяйственную сумку. Инкассаторы выехали из города в 14:00. Расстояние от Бахчисарая до Вилино — 45 километров — ГАЗ-51 должен был покрыть максимум за час, но в середине пути Салин почему-то решил срезать путь по старой грунтовой дороге.

Что происходило в дальнейшие полчаса — доподлинно неизвестно, даже до сих пор, после бесконечно долгих расследований. Свидетели обнаружили ГАЗ-51 посреди дороги с работающим двигателем и включенным левым поворотником, а за ним — тело Лидии Сурвизовой.

На первый взгляд могло показаться, что произо шло ДТП, но с близкого расстояния становилось ясно — Сурвизова и Салин были застрелены. Сумка с деньгами для колхоза исчезла.

КГБ, тайный пациент или..: из-за чего внезапно умер пластический хирург Любови Орловой

Очень странное ограбление

Чудовищное происшествие и огромная сумма похищенных средств должны были моментально поставить на уши всю милицию в Бахчисарае. Но следователи явились на место преступления относительно поздно, через несколько часов. Возможно, из-за празднования Дня милиции.

Перед ними постепенно разворачивалась картина происходящего — и она выглядела очень странно. Судя по следам на дороге и траекториям выпущенных в жертв пуль, дело было так: ГАЗ-51 остановился на участке дороги, который плохо просматривался со всех сторон.

Неизвестный преступник воспользовался этим, чтобы вскочить на подножку грузовика и оттуда открыть огонь по водителю прямо через металлическую дверь — пули прошили ее насквозь и одна угодила Салину точно в сердце. Увидев это, Сурвизова открыла вторую дверь и выскочила из машины, попытавшись спастись бегством.

Ее застрелили на бегу — два попадания в спину, затем один, контрольный, в голову. Потом убийца забрал сумку с деньгами и скрылся на собственном автомобиле. Ограбление с убийством произошло не просто быстро, а практически моментально.

Об этом говорят показания свидетеля — молодого студента строительного техникума Сергея Сотникова, который голосовал на обочине дороги незадолго до трагедии. ГАЗ-51 проехал мимо (перед тем как свернуть на грунтовку), но парня подобрал молоковоз, который ехал следом спустя буквально полчаса.

Другим свидетелем был бригадир лесотарного склада из Вилино, получивший в тот день производственную травму и поехавший в бахчисарайскую больницу. Ни студент с водителем молоковоза, ни бригадир не видели, чтобы с места преступления уезжала какая-то подозрительная машина.

Правда, Сотников затем упомянул, что вслед за ГАЗ-51 неторопливо ехала белая «Волга», за рулем которой сидел незнакомый ему мужчина в милицейской форме.

Вопросы без ответов

Версия о том, что страшное преступление совершили сотрудники милиции, рассматривалась как одна из основных — и это было само по себе немыслимо. Дело об убийстве инкассаторов под Вилино набирало обороты с фантастической скоростью, и его сразу же взял под личный контроль глава МВД СССР Николай Щелоков.

К работе приступили три следственные группы из Киева, Симферополя и Москвы, в которые входили представители МВД, прокуратуры и КГБ. Были задействованы огромные ресурсы, и никто не сомневался, что вскоре бандиты будут пойманы. Но проходили недели, за ними месяцы, а дело отчетливо буксовало.

Следователи задавали правильные вопросы: например, почему Виктор Салин сначала свернул на грунтовку, а затем вообще остановился в подозрительном месте и фактически дал себя убить? Ведь он мог просто прибавить ходу и обогнать злоумышленников, а в водителя движущегося грузовика попасть не так-то просто.

Возможно, он был в сговоре с убийцами, а его просто устранили, чтобы не проболтался? Эта версия рассматривалась до того момента, пока не выяснилось, что в тот день из Вилино должен был ехать совсем другой человек. Салину просто не повезло: он проходил мимо здания правления, попался на глаза начальству и его «припрягли».

Тогда, решили следователи, в сговоре могла состоять Сурвизова. Да только она 10 ноября вообще должна была провожать родственников в аэропорту Симферополя и предупредила об этом начальство задолго до злосчастного дня. Ее еле уговорили поехать за деньгами, чтобы не подводить коллектив.

Никто из жертв не мог планировать поездку заранее. Ни кто из владельцев белых «Волг» — как в милиции, так и вне ее — не годился в подозреваемые. Время поджимало, но следствие не продвинулось ни на шаг.

Выстрел из парабеллума

Наконец подоспела экспертиза анализа пуль — и стало ясно, что выпущены они из немецкого пистолета Люгера, более известного как парабеллум. Тут же возникла немного безумная версия, что инкассаторов убил резидент иностранной разведки, которому срочно понадобились деньги для проведения спецоперации.

Естественно, трофейных парабеллумов в Крыму было предостаточно. В частности, один точно находился у заместителя начальника Бахчисарайского райотдела милиции. КГБ тут же взял его в оборот — и в Бахчисарай он больше не вернулся. Если он и раскололся, то никто, кроме службистов, об этом не узнал.

Можете сами судить, насколько это оказалось полезно для выявления истины.

Последней надеждой следователей оставались сами деньги. Украденные купюры были пронумерованы нефиксированными номерами и отследить их было тяжело, но ведь такую сумму невозможно потратить, не привлекая внимания! Милиция отследила пару подозрительных случаев, но оба следа оказались ложными: треп пьяного уголовника и состоятельный нефтяник с железным алиби.

Чем дольше затягивался процесс, тем больше сотрудников МВД Бахчисарая исчезали по запросу КГБ, в их числе и дежурный, который принял сообщение об убийстве. В конце концов дело ушло в «глухари», а на месте гибели Салина и Сурвизовой установили мемориальный камень.

Кто-то считает, что в КГБ дело давно раскрыли, просто почему-то решили не оглашать результаты. Даже если это правда, мертвым от нее легче не станет.

Максим Филаретов

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: Нейросеть Midjourney