12 Января / 12:00

#журнал Оракул #История

Набеги Золотой Орды, переселения и голод: вся горечь жителей старого Крыма

   12 Января / 12:00

История показывает, что вопросы, связанные с Крымом, никогда не бывают простыми.

И дело даже не в принадлежности полуострова к той или иной стране, а в одном из старейших его народов. У крымских татар есть свои ответы, своя правда и своя боль, накопившаяся за сотни лет.

Название крымских татар сразу сбивает с толку, и поблагодарить за это можно наших предков, называющих «татарами» практически все народы с тюркскими корнями. Карачаевцы — «горские татары», азербайджанцы — «закавказские татары», кумыки — «дагестанские татары» и так далее. Справедливости ради скажем, что близкие предки именно крымских татар также величали себя «татары», и тому есть документальное подтверждение.

В 1303 году неизвестные европейские миссионеры, посетив Крым, создали «Кодекс Куманикус» — словарь для изучения языка кипчаков (половцев) и дальнейшего знакомства тех с христианством.

Сам «Кодекс» — настоящий литературный памятник, содержащий не только переведенные на тюркский язык фрагменты Писания, сочинения богословов и молитвы, но и 47 тюркских загадок, записанных со слов самих кипчаков. Так или иначе, в тексте буквально встречается строчка: «Bu tatar til», т. е. «Это татарский язык».

Технически Крымское ханство возникло почти на 150 лет позже создания «Кодекса», но люди на его территории проживали примерно те же. Опять-таки, каждый из крымских ханов в своих титулах обозначал себя как «великий падишах всех татар». Выходит, крымские татары и, скажем, казанские татары — один и тот же народ? Ах, если бы все было так просто!

Изначально всех татар объединял бесконечно громадный Улуг Улус, сиречь Золотая Орда. Но в первой половине XV  века империя рухнула, оставив после себя крупные осколки. Именно тогда возникли Крымское и Казанское ханства, в которых пусть и проживали «татары», говорящие примерно на одном языке, но с разным этногенезом.

Казанские, они же поволжские, татары ведут родословную от волжских булгар, финно-угров и славян. Крымские — от готов, греков, скифов и многих других этносов, когда-либо населявших процветающий полуостров. Сегодня они сами зовут себя либо «крымскими татарами», либо «крымцами». На том и порешим.

Преемники Орды

Люди, далекие от истории и географии, в связи с Крымским ханством могут разве что вспомнить бессмертную цитату из советской киноклассики: «Выбить крымского хана с Изюмского шляха». Изюмский шлях, что следует из самого названия, был широкой дорогой (шлях — «путь»), откуда войска крымского хана регулярно совершали набеги на Центрально-Южную Русь в XVI– XVIII веках.

Может показаться, что враждебные отношения между «преемником» Золотой Орды и Русью — вещь очевидная, но все было куда как сложнее. Крымское ханство основали в 1441 году, и уже через 30 лет, в марте 1474 года, Московский князь Иван III Васильевич и крымский хан Менгли I Герай скрепили договор против Великого княжества Литовского и Большой Орды. Крымские татары договор чтили и здорово помогли русичам во время знаменитого Стояния на реке Угре, когда хан Большой Орды Ахмат повел свои войска на Москву.

Ахмат рассчитывал на поддержку польско-литовского короля Казимира IV, да не дождался — того по просьбе Ивана III как раз отвлекали войска крымских татар. Увы, после смерти Московского князя договор распался, и с тех пор (примерно с 1507 года) Крымское ханство начало набеги на Русь. Скажем так, это слегка испортило отношения между странами.

Не менее интересная история вышла у крымских татар с Османской империей. Турецкий десант высадился в Крыму и Приазовье в 1475 году, молниеносно захватив почти всю его южную часть, которая на тот момент была поделена между колониями Генуэзской республики и княжеством Феодоро. Турки смели оборону, взяли штурмом крепости и вплотную подошли к границам Крымского ханства.

Тот же Менгли I Герай сообразил, что со столь суровой силой лучше дружить, и согласился на вассальные отношения со Стамбулом. Одни историки говорят, что Крымское ханство оказалось в полной зависимости от османов, вплоть до того, что те назначали новых ханов, другие предполагают, что отношения скорее напоминали конфедерацию, где крымские татары почти целиком сохраняли независимость.

Так или иначе, следующие несколько столетий Крым так и жил — в дружбе с турками и вражде с русскими. Воевали всерьез и на равных — одному из крымских ханов в 1571 году даже удалось сжечь Москву.

Все закончилось в конце XVIII века, когда Крымское ханство сначала «обрело независимость», а вскоре влилось в Россию в 1783 году.

Праздник ремесел

На традиционную культуру Крымского ханства часто падает тень татарских военных походов и набегов, сожжения городов и захвата невольников. И хотя все это действительно присутствовало, нельзя отбросить в сторону огромное многообразие ремесел, которые расцвели на полуострове в конце XVII — начале XVIII века.

Росли города, в них появлялись ремесленные кварталы. Медная посуда, одежда и обувь, ювелирные украшения скупали не только жители Крыма, но и заезжие купцы в порту Кафы.

Для токарей, сундучников и прочих мастеров по обработке дерева были образованы отдельные цеха, «бешички-ве-сандык-чы», их работа ценилась выше всего. Они изготавливали сундуки из орехового дерева с инкрустацией костью, многогранные столики, детские люльки-качалки и множество других бытовых предметов изумительного качества. Другим предметом гордости ремесленников были килимы — шерстяные безворсовые двусторонние ковры, необычайно красивые и долговечные.

Среди памятников крымско-татарского зодчества прославились дюрбе — купольные усыпальницы для знати и духовенства. Невероятно прочные сооружения из тесаного камня на особом известняковом растворе хорасан простояли века, и ими можно полюбоваться до сих пор.

К другим шедеврам архитектуры относятся мечети и дворцы ханов, также пережившие непростую историю Крыма. Последние из них были построены уже ближе к закату ханства, а затем страна погрузилась в хаос, который лишь усилило влияние России.

Столетия горя

Хотелось бы сказать, что присоединение к нашей стране (в XVIII веке) вдохнуло в полуостров новую жизнь, но история распорядилась иначе. В 1778 году Суворов лично руководил массовым переселением христиан из Крыма, чтобы поселить тех в плодородных южных степях. Так были образованы Мариуполь и Ростов-на-Дону.

Вместе с этим и без того шатающаяся экономика остатков ханства рухнула, крымские татары массово бежали в Турцию. На местах осталось немало, но их интересы более не учитывались никем.

И с каждым новым веком ситуация лишь усугублялась, достигнув своего пика в XX. 1917 год — безуспешная попытка образовать Крымскую народную республику как автономию крымских татар. 1921-й — страшный голод, смерть десятков тысяч человек. 1941  год — оккупация Крыма немецкими войсками.

1944-й — позорнейшая страница депортации около 200 тысяч крымских татар якобы в связи с «коллаборацией» и «массовым дезертирством» во время Великой Отечественной. От болезней и голода за первые 1,5 года погибло порядка 100 тысяч людей. Обвинения впоследствии были признаны ложными, а депортация — преступлением (от репрессий до геноцида), но потерянных жизней это не вернет.

Сегодня в Крыму проживает около 230 тысяч крымских татар, остальные рассеяны по разным странам, предположительно больше всего осели в Турции. В основном их объединяют религия и язык, поскольку традиционный образ жизни и ремесла остались далеко в прошлом.

Вопросы, связанные с Крымом, никогда не бывают простыми. Сейчас они в основном решены, и остается надеяться, что в будущем больше не возникнут.

Максим Филаретов

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: Википедия