Георгий Милляр: «Я — заслуженная нечистая сила СССР»
Баба-Яга была любимицей актера. Но из-за нее у бедняги пострадали… попа и лицо.
Георгий Милляр вынырнул из проруби и, фыркая пятачком, потребовал:
Рюмку тройного одеколона!
Ассистенты, смеясь, вытащили актера из ледяной воды, укутали в тулуп и сунули требуемое под резиновый нос:
Ну вы даете, Георгий Францевич! Настоящий морж!
Милляр, опрокинул рюмашку, крякнул и гордо изрек:
Неверно! Не морж! Я – заслуженная нечистая сила СССР!
Так актер величал себя с начала 50-х.
«И я спалил в клочья всю попу!»
Весной 1938 года Юру, как его звали окружающие, пригласил в фильм-сказку «По щучьему веленью» 32-летний Александр Роу на роль злого и глупого царя Гороха. На съемки 34-летний Милляр явился… со сбритыми бровями и лысой головой, «чтобы легче было наносить любой грим». И с рисунками, каким видит образ «венценосного дуралея». С тех пор два гения не расставались.
Во всех сказках Александра Артуровича Георгий Францевич играл нечисть. Баба-Яга была любимицей актера. Но из-за нее у бедняги пострадали… попа и лицо.
Сия старушенция стала второй ролью Милляра у Роу – в сказке «Василиса Прекрасная». А вообще он сыграл Бабу-Ягу девять раз!
Она претерпевала изменения, – делился секретом 89-летний народный артист РСФСР. – Если в «Василисе» этакая городская фифа, приехавшая на дачу, с повязочкой на голове, то в «Морозко» уже постарела: одряхлела, ослабла, радикулит замучил. Но все равно кокетка!
Прототипов было два. Страшная старуха гречанка из Ялты и моя вздорная соседка по коммуналке. Кстати, в «Василисе» Ягу хотела сыграть 59-летняя Фаина Раневская. Но Георгий Милляр сказал:
Это не женская роль! Какая актриса позволит сделать из себя чудище? А я все стерплю.
Снимали сказку в жуткую жару. Металлическая труба, по которой 35-летний Милляр 20 раз съезжал в печку и вылетел из нее, раскалилась.
И я спалил в клочья всю попу! – жаловался артист.
Два дня пришлось лежать в больнице – Что касается «Морозко», то там бабка хоть кряхтит и стонет, но еще дает фору, лихо управляясь с метлой, – продолжала знаменитость.
Уникальный артист, – хвалил Милляра 67-летний Роу. – Никогда не жаловался! В «Морозко» снимался в 30-градусный мороз в жалких лохмотьях, но, казалось, холод Юре нипочем. Да еще лицо сожгли перекисью водорода, напутав с пропорциями.
Однако был случай, когда Милляр от Бабы-Яги отказался. В 1972-м, когда Александр Артурович решил снять сказку «Золотые рога». Актер уперся, мол, не знаю уже, как ведьму подать. Режиссер топал ногами: «Гад! Я тебя породил – я тебя и убью!»
А 68-летний Милляр дребезжал:
Не могу больше изобретать! Надоела она мне.
И тут гример Анатолий Иванов предложил:
Ты играй эту заразу так, будто у нее… 200 лет климакс! Георгий Францевич расхохотался и согласился.
Требовал лишь… тройной одеколон
Кащея Бессмертного в одноименной сказке актер тоже не хотел играть. Мол, чересчур сложно. А потом явился на съемочную площадку с рисунками, обритой головой и без бровей. И Роу выдохнул: надумал!
Снимали в 1944 году в эвакуации, в Душанбе. Грим не понадобился: и без того субтильный Милляр перенес малярию и очень похудел.
Весил 45 кило с ботинками, – вспоминал Георгий Францевич. – Живой скелет! Вид у меня был отвратительный, страшный. Даже лошадь не подпускала меня близко! Шарахалась. Приходилось ей завязывать глаза. Но как только развязывали, она снова сбрасывала меня. Образ этот я по большей части «списал» с третьего всадника картины Василия Васнецова «Воины Апокалипсиса». Зрители моего Кащея ассоциировали с Гитлером. Зато в картине «Огонь, вода и… медные трубы» мой бессмертный старикашка уже вызывает сочувствие: бедный неудачливый жених! Но симпатяжка, согласны?
Юркого черта из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» 57-летний мэтр «срисовал» с икон – ходил по церквям и смотрел. А потом придумал своего «лукавого, каверзного, но наивного до дури» героя. Снимали весной 1961 года на Кольском полуострове. Холод стоял ужасный!
57-летнему Милляру сшили толстый меховой костюм. Но актер отказался, так как «шуба» стесняла движения. И потребовал обшить облегающий тонюсенький комбинезон пучками собачьей шерсти и волосами из конских хвостов. В нем снимался. И в прорубь полез настоящую, хотя Роу и предлагал снять сцену в павильоне.
Нет, недостоверно будет, – отрезал Милляр. – Ничего! Искупаюсь.
Это делать пришлось… шесть раз! «На небе летал» тоже сам, поскольку каскадер заболел. А в качестве компенсации за «все страдания» требовал лишь… тройной одеколон. Очень уважал его внутрь, «ибо продирает до печенок». Съемочная группа души не чаяла в звезде. Еще за байки и анекдоты.
Я старик Похабыч, – шутил Георгий Францевич. – Доктор сквернословия и противоестественных наук!
При этом крестился, когда выходил черта играть. Набожный был. А когда кто-то решил над этим посмеялся, выдал:
Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди! Всю свою жизнь Милляр называл себя «заслуженной нечистой силой СССР» и «народной Бабой-Ягой».
Даже когда решил жениться второй раз, невесте сказал:
Я не мужчина, а Баба-Яга! Но с яйцами!
Но это уже совсем другая история.