24 июля 2023/ 20:01

Живое и неживое: как асимметрия может помочь в поиске жизни на других планетах

Наталья Бирюкова   24 июля 2023/ 20:01

Многие полагают, что отличить живую материю от неживой просто, но это не так.

Ученые смотрят в микроскоп

По каким признакам можно различать живую и неживую материю

Отличить живую материю от неживой не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но можно. В первую очередь по фундаментальным свойствам, присущим той и другой. Одно из таких свойств — хиральность. Она означает отсутствие симметрии правой и левой стороны и присуща любой молекуле (ни одна молекула не совмещается со своим зеркальным отражением).

Гомохиральность присуща только живой материи и означает одинаковую хиральность. Так, все аминокислоты, из которых состоят белки, обладают левой хиральностью, а остатки сахаров, входящие в ДНК и РНК, — правой.

Аномальный спектр излучения: что может помочь преодолеть гравитацию

Так вот, недавно швейцарские ученые выяснили с помощью вертолета и прибора спектрополяриметр, что отличить живое от неживого можно по… свету, который они отражают. Оказалось, что часть света, который отражает, например, листва деревьев или толпа людей, будет двигаться строго по спирали, закручиваясь вправо или влево.

А свет, отраженный камнями или металлом, не будет двигаться. Ученые считают, что это интересное открытие поможет при поиске жизни на других планетах и в других исследованиях.