04 августа 2023/ 23:05

Человек-дракон: у людей обнаружились несколько видов предков

Наталья Бирюкова   04 августа 2023/ 23:05

Наши предшественники оказались не единственным разумным видом на планете.

Неандерталец (реконструкция)

Век назад ученые, занимавшиеся поиском и анализом костей древних людей, полагали, что им удалось реконструировать эволюционную последовательность в развитии человека — от приматов до кроманьонцев. Однако чем больше находили останков, тем запутаннее становилась общая картина: наши предки оказались не единственным разумным видом на планете.

Виды человека

В XIX веке, когда началось становление современных наук, избавлявшихся от религиозных доктрин, ученые обратили внимание на кости, которые походили на человеческие, но по многим признакам отличались от них.

Приоритет в открытии нового вида человека принадлежит немецкому учителю Иоганну Фульроту, который в августе 1856 года стал обладателем частей скелета, найденного в небольшом Фельдгоферском гроте, в долине Неандерталь, неподалеку от Дюссельдорфа.

Хотя рабочие из каменоломни, наткнувшиеся на останки, сочли их медвежьими, Фульрот, который увлекался изучением природы, сразу понял, что они принадлежат человекоподобному существу, которое древнее любых известных народов Европы, и обратился за консультацией к анатому Герману Шафгаузену, от которого научный мир и узнал о находке.

Наибольшее внимание исследователей привлекла черепная крышка — низкая, с покатым лбом и массивными надбровными дугами. Через несколько лет обсуждений английский писатель Уильям Кинг предложил название для древнего существа — Homo neanderthalensis, определив его как особый вид человека — неандертальца.

Долгое время ученые полагали, что неандертальцы были бессловесными дикарями, почти животными, эволюционно уступавшими нашим интеллигентным предкам — кроманьонцам. Но сегодня доподлинно установлено, что неандертальцы обладали развитой речью, имели навыки простейшей медицины, изготавливали разнообразные орудия и предметы искусства, заботились о стариках, практиковали похоронные обряды и устраивали пещерные храмы.

Исследования генома неандертальцев и сравнение его с современным человеческим выявили две интересные детали. Во-первых, было окончательно доказано, что эти существа не могут считаться нашими прямыми предками (разделение линий произошло свыше 700 тысяч лет назад); во-вторых, выяснилось, что в геноме практически всех народов, за исключением коренных африканцев, есть небольшая примесь из неандертальских генов (около 2,5%).

На основании полученных данных ученые сделали напрашивающийся вывод: наши предки контактировали с неандертальцами на протяжении тысячелетий как два обособленных человечества, а в отдельных случаях имели общее потомство.

Жили счастливо: археологи «раскопали» библейский рай на Земле

Множественность разума

Итак, антропологи признали, что на заре человечества сосуществовали два разумных вида, один из которых вымер. Но оказалось, что и это еще не все. В 2008 году при раскопках в Денисовой пещере, в Алтайском крае, была найдена фаланга пальца древней девочки.

Исследование генома, извлеченного из нее, показало, что он лишь на 38,6% соответствует неандертальскому, а на 42,3% представляет собой оригинальный генетический набор, который стали называть «денисовским». Получается, отец девочки был неандертальцем, однако кем была ее мать?

Продолжив изыскания, ученые выяснили, что общий предок денисовцев (Homo denisovensis) и неандертальцев отделился от предков кроманьонца 700–900 тысяч лет назад, когда они еще жили в Африке, а 600 тысяч лет назад неандертальцы и денисовцы вместе отправились в европейское «турне», осваивая северные охотничьи угодья.

Денисовцы поселились в пещере на Алтае около 287 тысяч лет назад и периодически вновь посещали ее на протяжении 200 тысяч лет. Впрочем, самое замечательное открытие в пещере состоит в том, что она оказалась уникальным местом, где присутствуют останки и денисовцев, и неандертальцев, и кроманьонцев, причем они датированы общим периодом времени: контакт между тремя видами охватывает около 10 тысяч лет.

Затем денисовцы и неандертальцы ушли из пещеры и вскоре исчезли с лица земли, после чего кроманьонцы остались единственным разумным видом на планете. Позднейшие исследования выявили наличие уникальных частей генома денисовцев у современных людей, причем сразу двух типов.

Части так называемой северной группы присутствуют в геномах современных китайцев, японцев и вьетнамцев, а южной группы — в геномах полинезийцев. Многие антропологи полагают, что это доказывает, что с денисовцами скрещивались не только неандертальцы, но и кроманьонцы.

Есть и альтернативная гипотеза, согласно которой гибридизации между тремя разумными видами не было, а появление у них похожих частей генома обусловлено полиморфизмом генов общего предка, жившего 700 тысяч лет назад.

Неандерталец (реконструкция)

Череп дракона

Изучая древних людей, антропологам зачастую приходится восстанавливать их из праха в буквальном смысле слова. Если от неандертальцев осталось достаточно черепов и скелетов, позволяющих реконструировать внешний облик и обсуждать отличия от современного человека, то денисовцы до сих пор представлены небольшими фрагментами костей, и, как они доподлинно выглядели, ученые сказать не могут.

Поэтому настоящей сенсацией стала новость о том, что, возможно, к одной из ветвей денисовцев принадлежит череп существа, которого называют Homo longi — «человеком-драконом» — в честь местности, где его обнаружили. Череп был найден в 1933 году на берегу реки Сунгари (крупнейшего притока Амура) китайским рабочим, трудившимся на строительстве моста Дунцзян в Харбине.

Благодаря шумихе, поднятой вокруг костей синантропов, которых ученые открыли ранее в гротах Чжоукоудяня близ Пекина, рабочий знал, что подобные находки представляют огромный интерес для науки, но решил скрыть череп от властей, опасаясь, что тот попадет в руки людей, которые не осознают его ценности.

Только через много лет, незадолго до своей смерти, он сообщил о черепе наследникам, а те в 2018 году передали находку в дар Хэбэйскому университету наук о Земле. Череп оказался самым длинным из когда-либо найденных у представителей любого человеческого вида. При этом лицо у него было плоским, как у современных людей, но с очень большим носом.

Объем мозга — 1 420 кубических сантиметров, то есть в пределах диапазона современных людей и неандертальцев, а вот единственный сохранившийся зуб больше остальных похож на денисовский. Из-за того что остается неизвестным, в каком точно месте и в каком слое земли был найден череп, его возраст было трудно определить.

В 2021 году геолог Шао Цинфэн с коллегами провели рентгенофлуоресцентный анализ, анализ редкоземельных элементов и изотопов стронция на самом черепе и различных костях млекопитающих, обнаруженных в районе моста Дунцзян.

Они выяснили, что скопления окаменелостей в тех местах, вероятно, образовались в одну и ту же эпоху, ограниченную периодом от 138 до 309 тысяч лет назад. Прямое уранториевое датирование различных частей черепа дало широкий диапазон дат от 62 до 296 тысяч лет назад.

На основе этих данных ученые статистически определили, что наиболее вероятный минимальный возраст составляет 146 тысяч лет. Таким образом, человек-дракон вполне мог быть представителем денисовцев.

Однако китайский палеоантрополог Цзи Цян, сделавший первое описание необычного черепа, считает, что следует ввести в антропологию новый четвертый вид, который сформировался около миллиона лет назад, но анатомически был ближе к современному человеку, чем неандертальцы и денисовцы.

Дальнейшие исследования позволят узнать о драконе больше, хотя уже ясно, что число если не видов, то подвидов разумных существ придется расширить. Конечно, знания о той эпохе, когда по планете бродили племена наших диких предков, всегда будут фрагментарными, но находки, подобные черепу человека-дракона, помогают взглянуть на доисторические времена по-новому, изучая варианты эволюции разума и познавая тем самым самих себя.