Встреча «без галстуков»: как канцлер ФРГ у Брежнева плавки одолжил
Генсек СССР часто проводил встречи с политиками во время отдыха в Крыму.
Леонид Брежнев и Вилли Брандт во время морской прогулки на катере
Леонид Ильич Брежнев в отпуске любил совмещать приятное с полезным и часто приглашал к себе на дачу в Крыму политиков. Самой плодотворной оказалась встреча с федеральным канцлером Западной Германии Вилли Брандтом. И было это так…
Москва долгое время не могла найти общий язык с Бонном. Сказывались последствия великой войны, да и появление социалистической Германии — ГДР — оставалось для руководителей ФРГ костью в горле.
А экономические отношения с немцами для Советского Союза становились все важнее: уже созревали планы строительства нефтяной и газовой ветки в Западную Европу. И Брежневу удалось растопить лед.
Летом 1971 года он неожиданно пригласил Брандта в Крым — вроде бы отдохнуть, но с политическим прицелом. Канцлер немного испугался такой импровизации, но все-таки принял приглашение и прибыл в Новую Ореанду.
Отдых с прицелом: как Брежнев умудрялся уезжать в отпуск на целый месяц
Двое суток лидеры не расставались. Бродили по живописным тропинкам, обедали и ужинали, несколько часов путешествовали на катере. А потом Брежнев предложил Брандту окунуться в бассейне. И тут оказалось, что герр Вилли (с кем не бывает?) забыл сунуть в командировочный портфель плавки.
Брежнев любезно предоставил к услугам гостя свой гардероб, они вдоволь поплавали. Но в конце Брандт смущенно попросил Брежнева никому не рассказывать, что он купался в советских плавках: «Меня же наши правые назовут вассалом Москвы…» Брежнев улыбнулся. Он любил неофициальные встречи.
Но, в отличие от некоторых других политиков, во время встреч «без галстуков» не забывал о стратегических целях страны. «Дипломатия в плавках» не прошла даром: 1 октября 1973 года начались поставки советского газа в ФРГ.
Летом 1982 года, незадолго до смерти, Брежнев в последний раз побывал в Крыму. Чувствовал он себя скверно, но, как обычно, плавал, встречался с политиками, водил автомобиль… Остановился возле памятника Льву Толстому, поклонился ему — и направился к самолету. Осенью он умер.
Прошло почти 40 лет. Давно напрочь заржавели брежневские катера. Перестроены резиденции, слишком скромные для современных хозяев мира сего. Осталась только память о политике, который не был ни ханжой, ни аскетом, но все-таки знал меру. В наше время даже самые злые анекдоты о нем звучат ностальгически.
Прав поэт: «Что пройдет, то будет мило». Может быть, когда-нибудь в Крыму появится памятник Леониду Брежневу? Право, он был не чужим человеком для Ялты. Умел работать, но умел и отдыхать.
Сергей Алдонин