«Свистопляс из кино»: как «увели» невесту у неуловимого «Яшки-цыгана»
После выхода «мстителей» на Васю Васильева обрушилась слава.
Василий Васильев в фильме «Неуловимые мстители», 1966г.
Весной 1967 года 17-летний цыганенок Вася Васильев из города Вязники чувствовал себя ударенным обухом по голове. Юноша никак не ожидал, что за ним станут толпами ходить… красивые девушки! Все – из-за «Неуловимых мстителей».
Как только картина вышла на экраны, Вася вместе с другими ребятами превратился в народного любимца. Однако душа цыганенка томилась по единственной, что осталась в Вязниках. Но «Неуловимые мстители» лишили его невесты.
«В душе будто солнце медом разливалось»
Родился будущая звезда 1 января 1950 года в… таборе. Около 100 кибиток и повозок кочевало тогда по Владимирской области. В одном из этих «домов на колесах» и появился на свет Василек, как назвали его родители – Евдокия Николаевна и Федор Федорович, кстати, фронтовик, командир эскадрона кавалерии, дошедший до Берлина.
– В таборе я прожил шесть лет, – рассказывает артист. – Научился петь, танцевать и гарцевать на лошади. Но вообще мало что помню из той жизни. Разве что как раскидывали табор на ночь возле реки, как горели костры, как тягуче лились песни… Ну, и что зимой было холодно и голодно. Вся романтика кочевой жизни – это только летом.
В 1956 году советское правительство выпустило указ об оседлой жизни цыган. И большая часть табора Васильевых обосновалась в Вязниках. Построили добротные дома, устроились в колхозы, с русскими соседями жили в ладу.
– Мама моя была домохозяйкой, так как в семье было девять детей, – вспоминает «Яшка-цыган». – Я с тремя старшими братьями учился в интернате. Это было большое подспорье. Там бесплатно кормили, а порой и одевали. Отец трудился конюхом, а заодно и лекарем лошадей – он всегда хорошо чувствовал их.
Сам Василий подрабатывал летом пастухом и мечтал поскорее получить профессию, чтобы и родителям помогать, и свою семью содержать. Благо, невеста, прелестная цыганочка Валя, была уже для Васи ими выбрана.
– Она мне сильно нравилась, – вспоминает актер. – Хотя мы не гуляли под луной, не ходили, держась за руки, в клуб, да вообще не проводили время вместе – у цыган это не принято. Встречались, улыбались, могли перекинуться парой слов. И от этого я приходил в состояние такого счастья, что хотелось прыгать от радости. В душе будто солнце медом разливалось.
Летом 1965-го цыганенок окончил восьмилетку и подал документы в сельхозучилище на специальность «механизатор широкого профиля». Но тут в Вязники приехал Владимир Селезнев – ассистент режиссера Эдмонда Кеосаяна, искал пацана на роль Яшки. Вася Васильев киношникам подошел.
Э, ромалы! Как выглядит цыганский флаг и что означают его изображения
«Мне нужен серьезный, а не свистопляс из кино»
Ехать в Москву 15-летнему парню не хотелось. Ведь родители пообещали, что следующим летом будет свадьба. Вася намеревался к тому времени овладеть профессией и устроиться в колхоз. Мама тоже была недовольна:
– Что еще за кино? У тебя и здесь дел хватает.
Да и невеста сказала:
– Подумай, прежде чем уезжать. Мне нужен серьезный человек, а не свистопляс из кино.
Зато отец, прочитав сценарий, заявил:
– Эти ребята – настоящие герои! Поезжай, Василий! Такого орла надо сыграть!
И мальчик уехал. А в разгар съемок получил письмо от старшего брата. В нем говорилось, Валя предпочла другого, «нормального парня»:
«Вышла замуж в соседнее село, – писал родственник. – Заявила: «Артиста мне не нужно». Нового жениха – хорошего, работящего цыгана – нашли Вале родители».
– Конечно, было горько, – признается 73-летний любимец публики. – Душа болела.
В Вязники Васильев больше не вернулся. После первой части «Неуловимых…» сразу стали снимать продолжение. Потом «Яшка-цыган» колесил по стране со съемочной группой с творческими вечерами. Поступил учиться в студию при цыганском театре «Ромэн». Постепенно первая любовь забылась…
– Но, приезжая к родне в Вязники, я вспоминал Валю и даже встречал ее несколько раз, – говорит Василий. – У женщины – двое детей, она счастлива. Я сказал, что все правильно сделала. Я со своей жизнью артиста не смог бы этого дать.