22 Октября 2023/ 11:00

#История

Несметные богатства: какую тайну унес с собой на дно «Черный принц»

   22 Октября 2023/ 11:00

На дне Балаклавской бухты покоятся золотые монеты на сумму от 20 000 000 до 50 000 000 современных фунтов стерлингов.

Крым — настоящий полуостров сокровищ. Частые миграции и многочисленные войны привели к тому, что здесь всюду — в земле, в горах, в море — можно наткнуться на клад. Один из них покоится на дне Балаклавской бухты, где 14 ноября 1854 года потерпел крушение английский парусно-винтовой фрегат «Принц». С тех пор уже более полутора столетий британское золото заставляет кладоискателей беспокоиться, спорить и… надеяться.

Девятый вал

Во время Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки людей и амуниции более 200 торговых судов, принадлежавших частным европейским компаниям. Осенью 1854 года фрегат «Принц» в числе прочих отправился из Туманного Альбиона к далекому Южному берегу Крыма. Корабли перевозили зимнюю одежду, оружие, провиант, медикаменты и прочий груз, который позволил бы союзникам продолжать военные действия в зимних условиях.

8 ноября суда бросили якоря на внешнем рейде Балаклавы. Погода и до того не радовала, а 14 ноября море разволновалось не на шутку. По небу поползли черные тучи, солнце скрылось, налетел ветер, и началась такая буря, какой давно никто не видел. Корабли как щепки бросало из стороны в сторону. Мощный ливень, сопровождаемый градом величиной с голубиное яйцо, перешел в сильный снегопад. Якоря не держали. Очевидец, наблюдавший эту бурю вблизи Балаклавы, писал:

Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина, кружась в воздухе, неслись по долине по направлению к Севастополю. Крыша с дома Раглана была сорвана и распластана по земле. Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сровнены с землей.

Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их балаклавское ущелье.

Казалось, сама природа ополчилась против союзных войск, пытавшихся в неравной борьбе сломить сопротивление защитников Севастополя. На прибрежных скалах Балаклавы нашли свою погибель 34 корабля! До этого страны — участницы антирусской коалиции еще никогда не несли таких потерь. Урон, причиненный ураганом, можно было приравнять к разгрому в крупном морском сражении. Кстати, все русские суда уцелели благодаря удачному расположению Севастопольской бухты.

Бочки с золотом

Пока войска коалиции подсчитывали убытки, газеты писали о страшной трагедии на Черном море. 16 декабря 1854 года «Иллюстрейтед Лондон ньюс» сообщала: «Среди грузов, принятых «Принцем», находились вещи: 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3 750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков — 15 000 штук, шерстяных рубашек — 100 000, фланелевых кальсон — 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог».

Людские потери тоже были колоссальными — около 1 500 человек. Только на одном «Принце» недосчитались 500 солдат. Английское правительство предпочло утаить от своих подданных подлинный масштаб трагедии. Но, как говорится, слухами земля полнится.

Еще не закончилась Крымская кампания, как в прессе стали появляться сообщения, будто вместе с «Принцем» пошел на дно некий ценный груз. Оказывается, наряду с солдатскими кальсонами на борту корабля находилось жалованье британским военнослужащим в Крыму — десятки бочонков с золотыми монетами.

Правда, по поводу стоимости драгоценного груза сведения расходились: 200 000 фунтов, 1 000 000 фунтов, 500 000 франков. К концу ХIХ века в СМИ чаще всего фигурировала цифра 60 000 000 франков. Кстати, в это же время любопытная метаморфоза произошла с названием затонувшего судна. Вездесущие журналисты в порядке личной инициативы прибавили к слову «принц» интригующий эпитет «черный». С тех пор знаменитый корабль стал носить имя, которое никогда не носил.

Кто ищет, тот найдет?

Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву кладоискателей. Только во второй половине ХIХ века здесь побывали экспедиции из США, Германии, Норвегии. А во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Однако кладоискатели терпели одну неудачу за другой. Никто не мог отыскать даже сам затонувший корабль. Впрочем, водолазная техника того времени оставляла желать лучшего.

Только в начале XX века итальянцы совершили прорыв и создали специальный глубоководный скафандр — толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянские водолазы обнаружили разбитый железный корпус корабля. После тщательного обследования судна они обогатились подзорной трубой, винтовкой, ящиком с пулями и множеством разной мелочовки. И только.

Что объединяет чекистов и японцев?

Поиски золота возобновились в 1922-м, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту местный ныряльщик нашел несколько золотых монет. А в начале 1923 года в Москве в Объединенном главном политическом управлении (ОГПУ) появился инженер В. Языков. 15 лет он собирал по крупицам сведения о «Принце», обил немало порогов с просьбой организовать экспедицию, но поддержку нашел лишь у чекистов. Вскоре на Лубянке подписали приказ о создании Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР. Чекисты с энтузиазмом стали готовиться к поиску сокровищ.

За постройкой глубоководного аппарата лично следил Генрих Ягода. Конструкция на трех человек, снабженная телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата грузов, была изготовлена за три месяца. Куда сложнее оказалось собрать информацию о «Черном принце» и его грузе: англичане и итальянцы упорно отмалчивались. На свой страх и риск осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте.

2 и 9 сентября глубоководный аппарат спустили на дно, где было обнаружено множество корабельных обломков, но отыскать хоть что-то похожее на английский фрегат не удалось. Но чекисты не сдавались! И в октябре 1924-го им улыбнулась удача: они отыскали паровой котел. После этого принялись за работу с удвоенной энергией, но, кроме ручной гранаты, рукомойника и прочей ерунды, ничего не нашли.

В декабре 1924 года работы пришлось свернуть. Средства — 100 000 рублей — не окупились. Но вскоре английским золотом заинтересовалась японская водолазная компания «Синкай Когиоесио лимитед». Японцы пообещали ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) 110 000 рублей за поиски на затонувшем корабле и 60% золота, которое предполагалось поднять с «Черного принца». Помимо этого, они обещали обучить советских водолазов премудростям своего ремесла и передать эпроновцам образцы японского водолазного снаряжения.

Чекисты сочли условия приемлемыми и подписали контракт. Летом 1927 года японцы прибыли в Балаклаву. Ежедневно на дно спускались 12 водолазов и ныряльщиков. Наконец они освободили корабль от завалов, но тут их ждало разочарование. Если остатки носовой и кормовой частей корпуса судна вырисовывались довольно отчетливо, то средняя часть (где могло быть золото) как сквозь землю провалилась.

Трофей японцев оказался более чем скромным: ржавый замок, галоша, две вилки, ложка, втулка от колеса, несколько подков. Наконец их труды были вознаграждены: они подняли на поверхность английский соверен чеканки 1821 года. Затем нашли еще четыре такие же монеты. И больше ничего!

С тех пор неунывающие оптимисты прочесывают дно Балаклавской бухты, но золото в руки никому не дается.

Любовь Шарова

Подробнее

Источник: Журнал «Наша история» / Фото: Броненосец «Чёрный Принц» на открытке 1904 года, Литография художника В. Ф. Тимма. «Русский художественный листок», №6, 1855, «Крушение „Чёрного принца“». Картина кисти Айвазовского