03 Мая 2023/ 05:07

#журналы ИМ Медиа #История

«Коммерческая тайна»: как ларец Марии с «русскими драгоценностями» попал к Елизавете II

Наталья Бирюкова   03 Мая 2023/ 05:07

Королевский двор Виндзоров утверждает, что сделка была легальной.

Великая княгиня Ксения Александровна

Великая княгиня Ксения Александровна

После смерти вдовы Александра III Марии Федоровны 13 октября 1928 года все ее имущество, считая ларец с ее «русскими драгоценностями», согласно завещанию, должны были быть поделены между ее дочерьми — Ксенией и Ольгой.

Однако ювелирные украшения пропали. В их исчезновении подозревали младшую сестру, так как Ольга ухаживала за матерью.

Между тем именно Ксения втайне от всех передала драгоценности советнику директора Британского банка Барку. Самолично исключила Ольгу из наследниц, заявив, что ей следовало думать, когда та выходила замуж за простолюдина, и стала распродавать сокровища.

Фи, моветон! В чем обвиняли младшую дочь Александра III Ольгу

Однако все тайное становится явным. Первой ошибку совершила жена Барка: на ней был замечен изумрудный браслет с бриллиантами. Ряд предметов — жемчужные воротники, корсаж из бриллиантов — оказались у жен английских банкиров.

Но наиболее ценные вещи достались английской королеве Мэй, а после ее смерти украсили дам Виндзорской династии. Так, брошь с огромным овальным сапфиром с бриллиантовой застежкой и подвеской из каплевидной жемчужины, которую Марии Федоровне подарил свекор Александр II, до сих пор среди наследия английской королевы Елизаветы II.

А овальная бриллиантовая брошь принадлежит герцогине Кентской. На Виндзорах также были замечены и бриллиантовая тиара V-образной формы с сапфиром в центре, и воротник из бриллиантов и жемчуга…

Королева Елизавета II

Законность приобретения украшений Виндзорами оспаривается до сих пор. Королевский двор утверждает, что сделка была легальной, но точную сумму, выплаченную за драгоценности, назвать затрудняется.

Поначалу говорили о 350 тысячах фунтов стерлингов, распределенных между Ксенией и Ольгой. Однако никаких денег Ольга не получала. Позже называлась сумма 100 тысяч: ее, мол, выплатили Ксении, она и должна была поделиться с сестрой.

Вскоре выяснился любопытный факт. В 1929 году под залог императорских драгоценностей ювелирный дом «Хеннел» предлагал 100 тысяч фунтов. Но обычно за украшения выплачивают 10–15% от суммы, за которую их можно реализовать. Выходит, содержимое ларца тянуло аж на 700 тысяч фунтов стерлингов! Но как 700 тысяч превратились в 100?

Попытку выяснить, что к чему, предпринял младший сын Ольги — Гурий Куликовский. Он обратился в «Хеннел» за разъяснением: сколько и за какие суммы было продано предметов и кто является их нынешним владельцем. «Информация является коммерческой тайной», — был ответ.

В интервью, данном перед смертью в 1984 году, он высказал предположение, что через «Хеннел» продавалась только часть украшений, доставшаяся тетке. А львиная доля драгоценностей перешла к королеве Мэй… совершенно бесплатно.

Михаил Сметанин

Подробнее

Источник: Журнал «Другое измерение» / Фото: commons.wikimedia.org