30 Декабря 2023/ 17:45

#История

Как в СССР появилась летающая «Волга»

   30 Декабря 2023/ 17:45

Каждый автомобилист, оказавшись в дорожной пробке, мечтает о том времени, когда машины смогут летать.

Учитывая те высоты, которых достиг технический прогресс, смело можно предположить, что в обозримом будущем подобные модели автомобилей поступят в продажу. Любопытно другое: в 1960 году в СССР уже была построена и испытана летающая «Волга». Об этом удивительном проекте рассказал организатор выставки «Вездеходер» Алексей Спирин.

— Алексей, считается, что летающие автомобили — это проекты ближайшего, но все-таки будущего. Неужели Советский Союз смог создать подобную технику уже 60 лет назад?
— Вы удивитесь, но первую попытку совместить самолет и автомобиль предпринял еще легендарный Генри Форд в 1926 году. Его автомобильная компания использовала такой рекламный слоган: «Самолет в каждый дом». Одноместный моноплан под названием «Небесная тачка» хотели продавать по 500 долларов. Его вес составлял всего 160 кг. Но на тестовых испытаниях пилот разбился, и проект закрыли. Первый же в истории действительно летающий аэромобиль сконструировали в США в 1937 году.

Его автором стал изобретатель Вальдо Ватерман. Машина имела три колеса, двигатель мощностью 100 лошадиных сил и раскладывающиеся крылья вдоль фюзеляжа. Автомобиль мог ездить по шоссе и летать, а внешне напоминал большого жука. Можно только удивляться, почему он не пошел в серию. Кстати, сегодня его можно увидеть в Национальном музее авиации и космонавтики при Смитсоновском институте США. Позднее на Западе было создано еще несколько удачных и не очень моделей летающего автомобиля.

— А что за проект был осуществлен в СССР?
— Речь идет об уникальном автомобиле ГАЗ-16 — летающей, водоплавающей и вездеходной «Волге». Предполагалось, что машина сможет с одинаковым успехом перемещаться по шоссе, по водной глади и бездорожью. Разработка ГАЗ-16 началась в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе. К проекту были подключены специалисты Научно-исследовательского автомобильного института и авиационного завода имени Орджоникидзе. А главным конструктором проекта назначили А. А. Смолина.

Задачу поставили очень интересную — создать автомобиль, который мог бы с одинаковым успехом перемещаться практически по любой поверхности. На Западе за такую работу даже не взялись бы, но для советских ученых и конструкторов преград не существовало. Подвеску взяли от ГАЗ-21 — первого поколения знаменитой «Волги». А вот под капот поместили восьмицилиндровый V-образный 5,5-литровый двигатель от ГАЗ-13, больше известного как «Чай- ка». Благодаря мощности в 195 лошадиных сил автомобиль мог развивать предельную скорость до 170 км/ч.

— Как машина двигалась по шоссе, понятно. А как она перемещалась по воде и бездорожью?
— Если на Западе летающий автомобиль подразумевал под собой преобразование машины в самолет, то в СССР пошли путем сочетания авто и вездехода на воздушной подушке. Благодаря этой оригинальной конструкции ГАЗ-16 был способен перемещаться в воздухе — как над землей, так и над водой. Правда, в последнем случае дополнительно образовывалось водяное облако. То есть, когда автомобиль оказывался в условиях полного бездорожья, срабатывала воздушная подушка и машина начинала парить над землей — на высоте порядка 15 см.

Было разработано несколько модификаций автомобиля. В первой из них воздушные винты не использовали. Потоками воздуха, поступающими от основных вентиляторов, водитель управлял через особые жалюзи. Но во время испытаний автомобиль с трудом набрал скорость 40 км/ч, а потому во вторую модификацию конструкторы внесли существенные дополнения.

В хвостовую часть были встроены два трехлопастных винта, каждый по 28 лошадиных сил. Улучшенная конструкция позволяла автомобилю двигаться не только вперед, но и назад. Управление им осуществлялось за счет воздушных рулей. Наконец, третья модификация, получившая название ГАЗ-16Б, уже обладала газотурбинным двигателем, чья мощность достигала 394 лошадиных сил.

— Если машина имела столько модификаций, почему ее так и не увидели на дорогах Советского Союза, да и сегодня ее нет в музеях техники?
— Да, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра ГАЗ-16. А все потому, что, вопреки расхожему мнению, деньги в СССР все-таки считать умели. Для этой машины не удалость найти область применения. ГАЗ-16 — громоздкий, сложный в управлении и прожорливый — для частного сектора не годился. Оставалось народное хозяйство страны. Но там, где он действительно бы пригодился, уже использовались более проходимые вездеходы. По сути, ГАЗ-16 мог лишь доставлять большое начальство туда, где не существовало дорог, например на места ликвидации стихийных бедствий. Но создавать для этой цели отдельную линейку автомобилей посчитали расточительством и проект закрыли.

— А позже в нашей стране предпринимались попытки конструирования и создания летающих автомобилей?
— Да, конечно. Причем предпринимались они и до появления ГАЗ-16. В 1930-е годы в стране работал талантливый военный инженер и изобретатель Павел Игнатьевич Гроховский. За свою недолгую жизнь он стал идеологом и разработчиком техники для воздушно-десантных сил в СССР.

Это он первым в мире предложил использовать хлопчато-бумажные парашюты, разрабатывал грузовые контейнеры для доставки техники и личного состава воздушно-десантных войск, руководил Особым конструкторским бюро. Участвовал в создании мотопланера Г-31, самолетов Г-37 и Г-39 «Кукарача». Разработка танка-аэросаней и прототипа ручного противотанкового пулемета также относится к заслугам П. И. Гроховского.

В какой-то момент времени, в 1930-е годы, изобретатель решил создать летающий автомобиль без фюзеляжа и стабилизатора. Машина была оснащена единственным крылом, к которому крепились два силовых агрегата суммарной мощностью более 220 лошадиных сил. Вся конструкция размещалась на крыше легкового Ford 40 1934 года. Однако чем завершилась эта разработка, сегодня доподлинно неизвестно. Началась война, а в 1942 году Гроховского арестовали и через год расстреляли. Скорее всего, довести свой проект летающего автомобиля до ума он просто не успел, хотя до наших дней сохранились его фотографии.

— Неужели в нашей стране так и не было создано ни одной действующей модели летающего автомобиля?
— В серийном производстве таких машин не было, как не существовало и государственных проектов по их созданию. Другое дело — частные изобретатели. В конце 2010-х годов в СМИ появилась информация об энтузиасте Валерии Булгакове. Бывший пилот, он переделал «Таврию» 1987 года выпуска в самый настоящий летающий автомобиль, присоединив к ЗАЗу четыре крыла.

Его автомобиль носит гордое имя «В. Булгаков», разгоняется до 97 км/ч — скорости, необходимой для взлета, — за 20 секунд и преодолевает на высоте около 3 м расстояние примерно в 200–300 м. Дальность полета невелика, конечно. Но главное — начало положено. А первые успехи в этой области могут говорить о том, что для русских изобретателей нет ничего невозможного!

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Подробнее

Источник: Журнал «Наша история» / Фото: Кадр из фильма «Черная молния»