24 июля 2023/ 23:59

#Наука

Эпоха Возрождения: почему пророк золотого века считал ее «смертью всех вещей»

Наталья Бирюкова   24 июля 2023/ 23:59

Рене Генон предупреждал, что все учения, которым следует человечество, — обман.

Рене Генон, Каир, 1925г.

Рене Генон, Каир, 1925г.

Его называют «самым большим интеллектуальным чудом со времен Средневековья». И не потому, что он первым сказал: люди, все ваши науки, которыми вы так гордитесь, ложны. Все учения, которым вы следуете, — обман. Все ваши попытки постичь истину бесплодны. И все ваши знания — пародия на суть вещей. Имя его — Рене Генон.

Путь француза в Египет

Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон родился в 1886 году в провинциальном городке Блуа, во Франции. Получив степень бакалавра словесности и философии, Рене отправился в Париж, чтобы заниматься математикой. Но вместо этого поступил в герметическую школу, стал членом ордена мартинистов и вступил практически во все тайные общества оккультного толка, большинство которых возглавлял Жерар Анкосс, известный у нас под именем Папюс.

Собирательный портрет оккультного мира Парижа в глазах молодого искателя истины предстал во всей своей противоречивости, заставив усомниться в уровне познаний сакральных истин. В 1908 году Генон участвует в Конгрессе спиритов и масонов.

Во время спиритического сеанса не замедлившие появиться духи объявили присутствующим свою волю: учредить Новый орден тамплиеров и назначить его гроссмейстером никому не известного 20-летнего Рене Генона. Повеление духов Папюс скрепя сердце исполнил, но очень скоро изгнал молодого соперника из всех подвластных ему организаций.

На том же конгрессе Генон встретит патриарха гностической церкви Фабра Дезессара, который сделал Генона «епископом» своей церкви и дал ему новое имя — Палингенезий, что означает «возродившийся», «дважды рожденный». Это имя окажется знаковым в жизни Генона, ибо с той поры для него начнется новый этап вхождения в истину.

Отныне его учителями становятся просвещенные носители сокровенных знаний Востока. Это и граф де Пувурвиль, который получил в Китае даосское посвящение; и шведский художник-востоковед Джон Густав Агели, обратившийся в ислам; и индус Свами Нарад Мани, знаток тайных обществ Востока; и знаменитый мусульманский богослов шейх Абдер Рахман эль-Кебир… Он-то и обратитит Генона в ислам, дав ему имя Абдель Вахид Яхья — «служитель единого».

С 1930 года Генон безвыездно живет в Каире. Его женой становится прапраправнучка дочери пророка Мухаммеда. Только при жизни он опубликует 17 книг и десятки статей, посвященных сути открывшихся ему священных, изначальных, сокровенных знаний, не имеющих ничего общего со знаниями мирскими, которые он презрительно назовет «профанными».

Из Средневековья сразу в Возрождение: куда из европейской истории выпали 150 лет 

Четвертый апостол

Единое знание о мире, понимание законов миропорядка доступны человеку, утверждал Генон. Но за последние века, в течение которых мы шли ложным путем, мы разучились понимать истину. «Благодаря» выбранному нашими предками неверному подходу современный человек уже не может видеть мир целиком, объемно — он видит лишь части, и целое представляется ему разрозненной мозаикой.

Приспосабливая полноценные знания к своему уровню восприятия, мы поневоле искажаем их — и получаем вновь неверную, неполную картину мира! Так думал Генон… Этот парадокс познания волновал не только его. Много размышлял на эту тему великий русский ученый Вернадский. Живя в плену ложных представлений о мире, мы, оказывается, стремительно деградировали, а не эволюционировали.

Чтобы истинное знание нам стало вновь доступно, нужно в корне пересмотреть все основополагающие представления о мире, отказаться от заблуждений, которые мы, разумеется, таковыми не считаем. Что же Генон считал заблуждением, в чем видел он корень бед? Разрозненность наших представлений о мире, разобщенность наук, познающих единое целое, — вот, по Генону, исток всех ошибок.

Вам кажется, что все это отвлеченные рассуждения? Отнюдь. Вспомним, например, простейшую ситуацию: что-то случилось со здоровьем и нужно поставить диагноз. Что происходит? Наш целостный, взаимосвязанный организм эскулапы норовят разъять на части, ведь каждый доктор, в соответствии со своей узкой специальностью, понимает лишь в каком-то одном органе (максимум — в системе органов, да и то «вырванной из контекста»).

Идите с головной болью к ларингологу — он заподозрит неполадки в системе «ухо-горло-нос», загляните к терапевту — вам начнут мерить давление, невропатолог погонит на обследование и обнаружит что-то в энцефалограмме… И так далее, по замкнутому кругу: нет врача, который бы рассматривал головную боль как симптом разлаженности работы всего организма, в этом искал бы причину и лечил соответственно.

Тем же путем идем мы в познании мира: изучаем, исследуем части, нередко безотносительно к целому. Сколько же всего такое познание упускает, не учитывает, не принимает во внимание?..

Тем хуже для фактов!

О том, что мы идем не в том направлении, догадывались многие мыслители и ученые. Но одно дело — осознать явление, другое — его объяснить. Когда же человечество свернуло с истинного пути? Обвальная «смерть всех вещей», по выражению Генона, случилась… в XVI веке. А мы-то его называли эпохой Возрождения!

Так вот: именно тогда в науке стал набирать силу эмпирический и аналитический подход к знанию. Несовершенный человек самонадеянно провозгласил: то, что выходит за рамки моего понимания, не существует. Я верю только фактам, все остальное от лукавого. Но «наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней»! И в наше время это становится все очевидней.

Косность материалистически настроенного ума мешает усваивать знания, не вписывающиеся в привычную картину мира. Чтобы эти знания стали достоянием большинства, требуется не меньше 30–40 лет: за это время вырастет новое, не зашоренное догмами поколение. «Почему же когда-то человек мог постигать высшие истины, а теперь эту способность утратил?» — спросит читатель.

Каждый человек в своей жизни проходит разные этапы развития. Есть время накопления знаний, есть время интеллектуального расцвета, приходит время затмения рассудка. Но, согласно универсальным законам бытия, те же этапы проходит и вся человеческая цивилизация в целом. Наступает период, когда миром правят заблуждения.

Рене Генон в Каире, 1938г.

Рене Генон в Каире, 1938г.

В кольце времен

Любого, кто дерзнет в эту мрачную пору сказать: «Ребята, вы неправы», ждет верная гибель. Зато, когда наступает пора прозрения, начинают происходить удивительные вещи: с глаз словно спадает пелена, и многое тайное становится явным. И все же: мало ли пророков приходит в этот мир, чтобы ниспровергнуть старые истины и провозгласить новые? Чем интересен именно Генон?

О том, что современное естествознание переживает кризис и факты повально перестали вписываться в существующие теории, ученые во весь голос заговорили в последние десятилетия прошлого века. Третье тысячелетие ознаменовалось признанием представителей науки и религии необходимости объединить свои усилия на пути познания.

«Квантовый мир», «торсионные поля», «синергетика», «фракталы» — все эти красивые и пока малопонятные непосвященному читателю слова — названия наук и понятий, которыми эти науки оперируют. Появилось даже новое философское направление, которое являет собой попытку научного освоения универсального феномена сочетаний несочетаемого — в природе, истории, культуре…

Очень многие идеи Генона, высказанные в пору, когда синтез наук воспринимался как бред сумасшедшего, воплощаются практически во всех предсказанных им областях. Именно поэтому его называют пророком золотого века, в который вступает человечество. Мир начал очередное восхождение к истине. Мы выросли из коротких штанишек и перестаем, как любопытное дитя, разбирать мир «на винтики», чтобы понять, как он устроен.

Наигравшись в опасный «конструктор» и чему-то научившись, человечество приступило к синтезу навыков и знаний, основанных на принципиально ином, чем прежде, понимании многих вещей. Это значит, что появятся новые технологии, сформируются условия жизни иного уровня, в медицине возникнут (и уже начали возникать) принципиально новые методики. Древо познания наконец перестанет приносить отравленные неверным знанием плоды.

Но радоваться рано. Генон предвидел приход времени ложных открытий и очень подробно объяснил опасность эйфории именно в этот период. Всему свое время. Для окончательного проявления всей полноты истины оно еще не пришло. Должно сформироваться не одно поколение интеллектуалов новой формации, нам придется отказаться от привычного рационального, узко прагматического подхода к знаниям.

И тогда новые знания перестанут грозить катастрофами, а мы перестанем опасаться, что наш милый голубой шарик по имени Земля в любую минуту взорвется…

А задумывались ли вы над тем, почему ожидание конца света свойственно именно западному сознанию? Почему именно Запад, несмотря на комфортную, сытую жизнь, все время говорит о кризисе, тупике? Да потому, что ложный путь не может быть бесконечным. Этот конец пути и предчувствует западное сознание. Но это не конец мира, это лишь ощущение тупика, в который мы забрели.

Указав западному миру путь к подлинным знаниям, Генон положил начало его примирению с Востоком. Ведь универсальное знание одно — и для Востока, и для Запада, потому что мир, в котором они существуют, один. Осознание этой истины и будет означать конец эпохи заблуждений, вступление в новую эру развития — золотой век.

Татьяна Зорина

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: commons.wikimedia.org