Штурм милиции, поджог тюрьмы и захват целого города: беспорядки в Стране Советов — черная страница в истории СССР
Мы наивно думали, что все люди Страны Советов жили без бед и печалей, а потому причин бастовать и качать права у них вовсе не было. Народные волнения в советское время имели место, но в ту пору о подобных инцидентах попросту предпочитали помалкивать.
Демонстрации, митингующие толпы протестантов, массовые беспорядки, погромы… Еще совсем недавно нам, бывшим гражданам СССР, казалось, что подобные безобразия могут происходить где угодно, только не у нас в стране. Но на деле в «датском королевстве» было бастовать и качать права у них вовсе нет. Но было далеко не все так спокойно…
Гуляют все!
Учебники истории и социологии учат нас, что любое радикальное событие в обществе должно предварительно созреть и лишь затем может вылиться в массовые протесты. Чаще всего так и происходит, но иногда крупные протестные акции возникают буквально на пустом месте, не имея для этого абсолютно никаких предпосылок. Во всяком случае, беды, разразившейся 9 января 1956 года в Новороссийске, ничто не предвещало.
В тот роковой вечер компания молодежи, продолжая отмечать новогодние праздники, выпивала на центральной площади города. Казалось бы, рядовое явление, не имеющее ничего общего с подготовкой к общественному бунту. Увы, как показали дальнейшие события, для того чтобы начались беспорядки, сгодится любой, даже самый невинный повод.
В какой-то момент молодые люди смеха ради взялись за руки и перекрыли площадь. В живую цепь выстроилось около 20 человек. Неудивительно, что прохожим не понравилась живая преграда на их пути, и они сделали праздным гулякам замечание. В ответ, как водится, прозвучала нецензурная брань. Вызвали милицию. Первым на место происшествия подбежал постовой милиционер. Один из не в меру развеселившихся молодых людей ударил его по лицу и сбил с ног. Драчуна арестовали и отправили в отделение милиции.
Это было стратегической ошибкой: задерживать следовало всю компанию, ибо вскоре оставшиеся попытались силой отбить своего товарища. На помощь хулиганам пришли люди, только что вышедшие из соседнего кинотеатра после просмотра фильма. По какой-то неведомой причине мужчины, многие из которых прошли войну, встали на сторону шпаны. Толпа подошла к отделению милиции и взяла его штурмом.
Во время недолгого боя один из нападавших был застрелен, а несколько человек получили серьезные ранения. Отступая, милиционеры скрылись в здании банка. К счастью, банк нападавшим хулиганам взять не удалось, но толпа, чья численность к этому моменту перевалила за тысячу человек, начала громить город. Подавить бунт власти смогли лишь спустя сутки силами военного гарнизона и пограничников.
Бунт в Александрове
Трудно поверить, но народные волнения советского периода порой достигали такого размаха, что бунтовщики ненадолго захватывали целые города. Причем происходило это не где-нибудь на окраине нашей необъятной страны, а в 110 километрах от Москвы — в Александрове, где осенью 1961 года толпа хулиганов неожиданно начала громить отделение милиции.
Как показало расследование, волнения начались с того, что милиционеры попытались арестовать двух пьяных солдат срочной службы, дебоширивших на одной из улиц города. Проходившая в это время мимо местная жительница, очевидно пожалев молодых ребят, подняла истошный крик с требованием немедленно освободить военнослужащих. На ее вопли из окрестных дворов сбежались подвыпившие хулиганы.
До этого многие из них уже успели побывать в местах не столь отдаленных, а потому симпатий к представителям власти не испытывали. Они попытались отбить солдат. Однако перевес сил оказался на стороне стражей порядка, и двое пьяных военнослужащих все же были доставлены в отделение милиции.
К сожалению, факт первого поражения лишь раззадорил толпу, которая разрасталась буквально на глазах. Вскоре погромщики в пух и прах разнесли отделение милиции, а затем, обретя вожаков из числа бывших уголовников, и вовсе решили захватить власть в городе, для чего отправились к зданию городского аппарата КГБ и к местной тюрьме.
Тут бунтовщики одним лишь по громом не удовлетворились: в стенах обоих заведений вскоре занялся огонь. Пользуясь возникшей паникой, общей неразберихой и суматохой, из тюрьмы бежало немало опасных преступников.
В итоге в Александров на подавление народного бунта были брошены военные, которые, оцепив город, не без труда смогли навести порядок. Под суд попали 33 человека — зачинщики и наиболее активные участники беспорядков. Всем им были предъявлены обвинения в хулиганстве, разбое и бандитизме.
Судью на мыло
Массовые драки болельщиков, происходящие после футбольных матчей, к сожалению, практика общемировая. Что и говорить, репутация у футбольных фанатов подмоченная. Однако стоит признать, что в России их потасовки все же носят локальный характер и практически никогда не перерастают в масштабные городские бунты. А вот во времена СССР подобный печальный инцидент имел место.
Дело было в Киеве в 1956 году после матча «Динамо» (Киев) — «Торпедо» (Москва). Поводом для возмущения 60 тысяч граждан — а именно столько зрителей расположилось на трибунах стадиона имени Н. С. Хрущева — стало неоднозначное решение судьи, которое изменило ожидаемый исход матча. Важно отметить, что один из судей — Богданов — приехал на игру из Ленинграда, а двое других — Балакин и Цаповецкий — были киевлянами.
Игра шла ровно. Но во время одного из эпизодов матча защитник хозяев непреднамеренно нарушил правила. Последовал сигнал от линейного судьи, и динамовцы прервали игру, ожидая приговора Богданова. Но тот посчитал, что нарушение несущественное, и свистка не прозвучало. В этот момент, понимая, что динамовцы практически выключились из игры, футболист московского «Торпедо» забил гол, открыв счет.
Совершенно логично, что болельщики на трибунах были возмущены как непрофессионализмом судьи, так и коварством игрока «Торпедо». Рев трибун требовал признать гол недействительным, но упрямый судья наотрез отказывался сделать это. За него гол отменил арбитр встречи, но было уже слишком поздно.
Беснуясь, болельщики бросились на поле, желая лично поквитаться с судьей. Игроки обеих команд фактически своими телами закрыли Богданова, дав тому возможность прошмыгнуть во внутренние помещения стадиона. Там же поспешили укрыться и игроки «Торпедо», на которых перекинулся гнев толпы. Им пришлось забаррикадироваться, в то время как их вратарь Альберт Денисенко, опрометчиво оставшийся на поле, был избит до полусмерти. Его спасли наряды милиции, фактически силой вырвав из рук толпы.
Со стадиона негодующая толпа выплеснулась на улицы Киева, круша все на своем пути. Агрессивно настроенные болельщики переворачивали автомобили, били витрины, грабили магазины и избивали прохожих. Больше всех пострадали улица Горького и Красноармейская.
Надо отдать должное властям, которые оперативно разобрались в ситуации и подтянули к районам города, охваченным беспорядками, внутренние войска. Солдаты в полной боевой экипировке квартал за кварталом быстро очистили от хулиганов улицы Киева, прилегающие к стадиону, арестовав самых буйных болельщиков…
Дмитрий Лавочкин