Виктор Цой и Паша Техник. Чьи фанаты победили на Арбате?
Стену памяти рок-легенды захотели присвоить фанаты рэпера-наркомана*

* Внимание! Употребление наркотиков опасно для жизни и здоровья! Информируем об этом в соответствии с законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Ажиотаж вокруг смерти наркомана* Паши Техника вызвал удивление у взрослых. Ведь в последний путь рэпера проводили 5000 человек, в основном подростки.
В конце марта 40-летний Павел Ивлев – так по паспорту звали звезду – после передозировки* попал в больницу в Таиланде. И через неделю умер из-за осложнений тяжелых инфекций – септического шока.
Многолюдным проводам музыканта в Москве можно найти объяснение. Довольно редко умирают молодыми кумиры молодежи. В нашей стране подобное было лишь 35 лет назад, когда в августе 1990 года разбился в автокатастрофе лидер группы «Кино» Виктор Цой. В то злополучное утро 28-летний певец, отдыхавший в Латвийской ССР под Ригой, возвращался на своем «Москвиче» с рыбалки, заснул за рулем и врезался в выехавший навстречу из-за поворота автобус «Икарус». Водитель последнего отделался ушибами. Пассажиров в салоне не было. А звезда скончалась мгновенно.

И прямо в тот же день в Москве, на стене дома № 37 по Арбату, появилась первая надпись: «Сегодня погиб Виктор Цой». Тут же последовала вторая: «Цой жив».
Выбор именно этого места был неслучайным. С середины 80-х тут встречались неформалы, которые оставляли друг другу письменные послания с информацией о нелегальных концертах. С августа 1990 года стена стала народным мемориалом в честь любимого артиста. До наступления морозов здесь круглосуточно дежурили подростки, оберегая, как бы теперь сказали, граффити. А потом нужда в этом отпала. Стена Виктора Цоя стала достопримечательностью столицы, на которую никто не посягал 16 лет.
Лишь в декабре 2006 года некая группа «Арт дестрой проджект», то есть по-русски «Проект уничтожения искусства», закрасила все черной краской. Однако уже через несколько дней поверх нее появились новые надписи в честь Виктора Цоя.
Следующее покушение произошло со стороны властей города. В проекте реконструкции 2009 года предлагалось избавить Москву от «пристанища маргиналов». Но протесты заставили чиновников пойти на попятную.
В июне 2016-го неизвестные во всю длину стены нанесли надпись: «Цой мертв». Ее закрасили уже через день.
А самое громкое посягательство случилось перед похоронами Паши Техника в середине апреля. Стену памяти рок-легенды захотели присвоить фанаты рэпера-наркомана*. Они частично закрасили портрет Виктора и изобразили своего кумира, не забыв подписать для несведущих, кто это вообще такой.
На следующий день сие художество заклеили плакатами, на которых лидер группы «Кино» показывает неприличный жест, и начертили фразу: «Цой жив, а Техник мертв». Еще через день сразу 30 уличных художников полностью убрали произведение почитателей рэпера и вернули стену в ее «исходное» состояние.
Чьи фанаты победили на Арбате – Виктора Цоя или Паши Техника? Стена осталась за первыми. И это неудивительно, ведь даже друзья Ивлева не поддержали его поклонников. Так, 34-летний пианист Лука Сафронов сказал:
– Конечно, люди имеют право на место памяти. Можно организовать и стену. Но для этого не нужно брать кремлевскую или цоевскую!
Ну, оставить след на Красной площади вряд ли получится. А вот на Арбате никто особо не рискует.
– В Уголовном кодексе России есть статья «Вандализм». Но вряд ли под нее можно попасть из-за порчи неофициального памятника, – считает адвокат Евгений Розенблат. – Это скорее «Мелкое хулиганство». Административное правонарушение.
Что грозит штрафом до 1000 рублей или арестом до 15 суток.
В конце апреля именно административку и вменили 35-летнему участнику некой группы «Мрачные щи». Степан Бабанин красной краской написал название своего коллектива и закрасил портрет Цоя. Но уже на следующий день оттирал тряпкой свои каракули и «искренне извинялся»:
– Обязуюсь впредь хулиганских поступков не совершать.