Талгат Нигматулин. Тело переломано, а вместо головы – кровавое месиво
Актера убивали 10 часов. Он кричал: «Мама! Помогите!» Но никто на помощь не пришел

Февраль 1985 года, Вильнюс. Милицейская машина мчится по адресу: улица Ленина, 49, где живет номенклатура и творческая интеллигенция Литвы. Стражи порядка были шокированы, когда поступил вызов из квартиры известного художника Андрюса Калинаускаса:
– Здесь – труп. И похоже, это – убийство!
Мертвец лежал в ванной.
– Имя, фамилия потерпевшего?
– Талгат Нигматулин, – всхлипнула хозяйка, дочка управделами Совета министров Литвы.
– Что?! – ужаснулись милиционеры. – Тот самый?! Актер?!
Узнать звезду было невозможно. Тело переломано, а вместо головы – кровавое месиво. Вскоре задержали пять человек. И стало ясно: 35-летний «Салех» из фильма «Пираты XX века» стал жертвой своих «учителей» из секты «Четвертый путь»…
В начале 80-х в СССР вспыхнул интерес к экзотике: восточной философии, хиромантии, астрологии, экстрасенсорике, биоэнергетике и тому подобному. Тут же появились шарлатаны.
Мирзабай Кымбатбаев и Абай Борубаев тоже подвизались на этой ниве. Первый был мелким жуликом из Узбекистана. Выучил несколько арабских слов и изображал «святого дервиша» (мусульманский аналог монаха. – Прим. ред.). Второй – хитрый, умный и жадный, сын редактора областной газеты и преподавательницы марксизма-ленинизма, выпускник экономического вуза из Киргизии. В конце 1977 года пути двух аферистов пересеклись. А уже через три года они очутились в Москве и свели с ума богему! Особенно «выдающимися биоспособностями» Мирзы и «божественным даром Абая – учителя Джуны» восхищался главный редактор журнала «Огонек» Анатолий Софронов.
В 1982 году киргиз и узбек организовали «духовную школу» «Четвертый путь» и открыли ее филиалы в Ленинграде, Ташкенте и Прибалтике. Деньги потекли рекой! В это время в сети мошенников и угодил актер Нигматулин.
– Воспользовались его жаждой познания мира и тягой к восточной философии. Муж много снимался и хорошо зарабатывал. Абай и Мирза поняли, что нашли дойную корову. Им удалось полностью подчинить Талгата, и он отправлял в секту чуть ли не все свои гонорары, – плачет вдова, Венера Нигматулина. – От следствия я узнала, что Абай получил от моего мужа десятки тысяч рублей, несколько дорогих часов и драгоценности.
В феврале 1985 года литовские «ученики», поняв, что Мирза и Абай – не святые, а аферисты, отказались вносить очередную мзду. Взбешенная парочка, прихватив с собой трех «духовных учеников» – каратистов – рванула «разбираться» в Вильнюс. Абай вызвал туда и Талгата. Актер не знал зачем, но полетел, потому что «велел учитель».
Остановились у «ученика» Калинаускаса. А когда пошли «разбираться» с «отщепенцами», Нигматулин, обладатель черного пояса по каратэ, наотрез отказался избивать «отступников». Мало того, пытался помешать трем другим спортсменам. Жертвы успели вызвать милицию. «Святые» и каратисты убежали. И по полной оторвались на Талгате. Абай с криком «Бей предателя!» сбил звезду с ног прямо в прихожей квартиры художника. Следом навалились остальные и впятером принялись жестоко избивать актера.
Нигматулина убивали 10 часов. Когда уставали, делали перерывы на чай с бутербродами и пирожными. Талгат не сопротивлялся. Закрывал лицо руками и стонал, умоляя:
«Пожалуйста, хватит».
Он считал, что наказание заслужил…
В два часа ночи приехала вызванная соседями милиция. Актера спрятали в ванной, а стражам порядка заявили:
– Обмываем встречу.
Едва те уехали, как избиение продолжилось. Талгат кричал: «Мама! Помогите!» Но никто на помощь не пришел. Соседи больше не стали звонить в милицию. Ее вызвали в обед уже сами хозяева квартиры: поняли, что актер умер, и испугались…
На изуродованном теле звезды насчитали 119 ран, 22 – на голове. У несчастного были сломаны четыре ребра, нос, челюсти.
Суд приговорил Абая Борубаева к 15 годам колонии усиленного режима, Мирзу Кымбатбаева – к 12, каратистов Вострецова и Седова – к 13 и 10 годам «строгача». А вот третий – Бушмакин – сошел с ума и был отправлен на принудительное лечение.
Борубаев умер в 1988 году в тюрьме от туберкулеза. Зато Кымбатбаев полностью отсидел срок, вышел на свободу и снова стал целителем. Умер лишь в 2006 году от цирроза печени.