Ольга Орлова. За что чекисты… грозили ей лагерями?
А ведь звезда была любимицей самого Сталина!

Пошатываясь, звезда вышла из Народного комиссариата внутренних дел и повалилась на руки к ожидавшему ее мужу – 35-летнему Григорию Александрову.
– Что, что?! – испуганно спрашивал режиссер, ведя супругу к машине.
– Гриша, они нас посадят, – прошептала белая как мел 36-летняя актриса. – Мне дали это понять!
За что чекисты… грозили Любови Орловой лагерями?
Будущая звезда родилась в феврале 1902 года в Звенигороде Московской губернии в богатой дворянской семье. Отец – 35-летний Петр Орлов – служил в военном ведомстве. Мать – 24-летняя Евгения Сухотина – вела жизнь светской дамы. К моменту появления Любы в семье уже подрастала пятилетняя дочь Нонна. Обе девочки получили прекрасное дорогое воспитание и образование.
Но когда в 1917 году грянула революция, терять семейству было уже нечего. Ибо Петр Федорович все… просадил в карты.
– Как хорошо, что я успел проиграть три наших имения! – потирал руки Орлов. – Нами даже не интересуются, ведь мы теперь бедняки!
Зато Любе и Нонне пришлось нелегко. Родители не были приспособлены к физическому труду. И содержать семью взялись сестры. Купили корову и каждое утро ездили с бидонами в Москву продавать молоко. На еду с трудом, но хватало.
В 1919 году Люба Орлова поступила в консерваторию по классу фортепиано. А через три года стала студенткой хореографического отделения ГИТИСа. И зарабатывала уже преподаванием танцев и игрой на пианино во время показов немых фильмов в кинотеатре «Арс». Еще давала концерты перед сеансами.
Там артистку и увидел заместитель наркома земледелия Андрей Берзин. Ему было 33 года, Любе 24. Мужчина влюбился в секунду! Ринулся за кулисы и напросился проводить до дома.
– Болтали, что Люба стала встречаться с Андреем из-за его положения, – говорит внучатая племянница Орловой Нонна Голикова. – Ложь! Жаль, не сохранилось фотографий Берзина. Он был красивым! Высокий, стройный, белокурый латыш с ярко-синими глазами и правильными чертами лица. Воспитанный, образованный, действительный член НИИ сельскохозяйственной экономики и политики при Тимирязевской академии, профессор Московского межевого института. Надежный и порядочный мужчина. Люба его очень любила.
Уже через месяц девушка привела жениха знакомиться с родителями. Он понравился. И весной 1926 года сыграли пышную свадьбу.
Любовь Орлова вздохнула свободно. Больше не надо вкалывать! Супруг перевез ее с родителями в пятикомнатную квартиру. Самая большая комната – 60 квадратных метров! – была переделана под репетиционный зал.
Берзин помогал и Нонне, вышедшей замуж и родившей дочку.
И Любовь Орлова расцвела! А вскоре стала служить в Музыкальном театре имени Владимира Немировича-Данченко.
– Все родные в Берзине души не чаяли, – продолжает Нонна Юрьевна. – В наших семейных воспоминаниях этот человек – образец рыцарства и надежности.
Да вот только счастье длилось недолго. В феврале 1930-го Андрей Гаспарович был арестован по делу о контрреволюционной Трудовой крестьянской партии. На самом деле такой… никогда не существовало.
– Любовь Петровна любила Берзина пылко, страстно, – сообщает адвокат Александр Добровинский, выкупивший дачу Орловой и Александрова с их архивом. – Во время ареста мужа штыками вынули из супружеской кровати. После такой душевной травмы артистка не могла засыпать с другим человеком. Поэтому у звездных супругов были разные спальни.
О как!
– Просто Люба и Гриша могли себе это позволить. А спала она одна из-за болезни Меньера, – возражает Нонна Голикова. – Это нарушение вестибулярного аппарата, при котором человек может заснуть лишь в абсолютной темноте и тишине. Что касается ареста Берзина, то все было обычно. Приехал конвой, и человека забрали! Орлова как раз пришла с репетиции.
Больше они не виделись. Свиданий не давали. На письменные запросы актрисы не отвечали. Летом Любу с родителями выселили в комнату коммуналки. А осенью пришла… бумага о разводе.
Через три года актриса вышла замуж за режиссера Григория Александрова. Он сделал из жены блондинку, заставив перекрасить каштановые волосы, и звезду, сняв в своих картинах «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга».
Весной 1938 года состоялся правительственный прием. До этого Орлова ухитрялась избегать подобных мероприятий, но тут отказаться было невозможно. Глава государства приказал Александрову явиться с супругой!
На банкете 59-летний Иосиф Сталин подошел к актрисе и, выразив восхищение ее «безмерным талантом», спросил:
– Скажите, вы что-нибудь хотите?
– Да, – последовал ответ. – Я хочу знать судьбу моего первого мужа!
– Вас вызовут, – сухо пообещал вождь.
И ушел.
Через пять дней Любовь Орлова была в здании на площади Дзержинского, ныне Лубянской. Заслуженной артистке РСФСР пояснили, что Андрей Берзин был сослан в Казахстан, где работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». А в начале 38-го вновь был арестован за контрреволюционную деятельность и отправлен уже в Гулаг.
– Можем сделать так, что и вы там окажетесь. И воссоединитесь с вашим любимым, – усмехнулись чекисты. – А может, и второго супруга захватите? Будете там втроем приносить пользу Отечеству тяжелым, но честным трудом.
А ведь звезда была любимицей самого Сталина! Он не раз это публично подчеркивал. Но тогда и любимцы вождя в одну секунду превращались во врагов народа. И в лучшем случае отправлялись по этапу.
Конечно, Любовь Орлова испугалась и дрожащим голосом произнесла:
– Спасибо. Я просто беспокоюсь о том, что сейчас с этим человеком.
Звезде улыбнулись и проводили до выхода.
Из здания НКВД актриса вышла с мыслью, что погубила себя и Александрова. Но все ограничилось лишь угрозами.
Андрей Берзин вышел на свободу в 1946 году. Был проездом в Москве, но к бывшей жене не зашел. Побоялся скомпрометировать. Зато навестил ее сестру Нонну. И сказал ей, что едет к родным в Ригу. Там и умер от онкологии в 1951 году. Орлова, узнав, сильно плакала… Реабилитировали первого мужа звезды лишь в 1987 году. Любови Петровны к тому времени 12 лет как тоже не было в живых…