Олег Ефремов. Ребро пропороло легкое… Я задыхаюсь!
Актер умер мгновенно, хотя ему прочили мучительную смерть от удушья

Анастасия Вертинская и Олег Ефремов
– Проклятье! – ругался Олег Ефремов. – Лучше бы болело сердце, печень, почки – что угодно, только не легкие. Это же – не жизнь, когда каждую секунду задыхаешься!
У народного артиста СССР была эмфизема легких. Это когда они медленно разрушаются, и нарушается вентиляция воздуха в организме. Больному все время не хватает кислорода.
– На папу страшно было смотреть. Особенно по утрам, – качает головой Анастасия Ефремова. – Отец просыпался и долго-долго при помощи кислородного аппарата приводил дыхание в порядок. Я видела, как бедняга мучается, но эгоистично молила Бога: «Ну пусть еще поживет!..»
Страшную болезнь у актера и художественного руководителя МХТ имени Чехова обнаружили в конце 90-х.
– Вам срочно надо бросать курить! – рекомендовали врачи. – И отправляйтесь лучше жить на Кавказ, где чистый горный воздух!
Уехать из Москвы и бросить родной театр?! Нет! Это было выше сил звезды. На Кавказ Ефремов, естественно, не поехал, а вот курить бросил.
– Чтобы уменьшить тягу к сигаретам, Олег Николаевич сосал леденцы, – вспоминает актриса и экс-заведующая труппой МХТ, Татьяна Бронзова. – Сосал-сосал, а через месяц в сердцах отшвырнул в сторону: «Всё! Больше не могу! Несите папиросы!» И снова закурил.
Ефремов пристрастился к сигаретам еще в пятом классе.
– Помню, заворачивали с ребятами в газетку махорку и по очереди затягивались, – признавался актер. – А потом сбивали запах дыма леденцами. Но родители все равно рассекретили меня.
Школьника отчитали, однако курить Олег не бросил. С годами эта привычка становилась все сильнее. Актер смолил одну сигарету за другой. Скорее всего, это и стало причиной эмфиземы легких.
Хотя у дочери звезды – другое мнение.
– Страшная болезнь развилась у папы из-за… перелома, – уверена Анастасия.
В 90-х во время спектакля «Наедине со всеми» Олег Ефремов неудачно упал на сцене и сломал себе ребро.
– Оно буквально пропороло легкое, – шокировал признанием артист.
– Но врачи почему-то не стали делать рентген, – продолжает Анастасия. – Папу лечили, как от простого перелома. И со временем ребро таки срослось. Зато появилась эмфизема.– Я задыхаюсь! – в отчаянии жаловался родным несчастный Олег Николаевич.
На него было страшно смотреть! Вмиг постаревший, осунувшийся, Ефремов с трудом добирался до театра. Из носа звезды тянулись трубочки, по которым из специального аппарата шел кислород.
– Олег Николаевич знал, что его конец близок, – вздыхает Татьяна Бронзова. – В мае 2000-го труппа МХТ собиралась на гастроли на Тайвань. Ефремов вызвал меня к себе: «Я болен. Врачи дают от силы девять месяцев…» Это был шок.
Но медики просчитались.
…Актеры МХТ вылетели на гастроли, а по приезде на Тайвань узнали скорбную весть – 24 мая худрук скончался в своей квартире. Остывшее тело Олега Николаевича в пять часов дня обнаружила помощница.
– Папа ушел во сне, – рассказывает Анастасия Ефремова. – Мгновенно, хотя врачи прочили мучительную смерть от удушья. Причиной гибели отца стала не эмфизема, а эмболия легочной артерии.
Это когда она закупоривается тромбом, и человек умирает за секунду. Счастливая смерть!
Народного артиста СССР похоронили через семь дней.
– Ждали возвращения труппы с Тайваня, ведь без коллег папу нельзя было хоронить, – разводит руками Анастасия. – Мы объяснили это тогдашнему Патриарху Алексию II, и он дал свое благословение.
Лишь 31 мая 2000 года актер упокоился на Новодевичьем кладбище в Москве.