03 Июня / 11:28

#Нина Гребешкова

Нина Гребешкова. Ее лучшие роли!

Евгений Новицкий   03 Июня / 11:28

Актриса любила рассказывать не о всех своих работах в кино

Нина Гребешкова

Бриллиантовая рука.

В 1968 году 45-летний Лео­нид Гайдай начал снимать кинокомедию «Бриллиантовая рука». И пригласил свою жену, которой было 37, на роль супруги главного героя Семена Горбункова.

– Но я прочитала сценарий и заявила: «Нет», – признавалась Нина Гребешкова (†94). – Надя показалась мне пресной, напыщенной и неинтересной. Я сказала мужу, что хотела бы сыграть… управдома! Но Леня только усмехнулся: «Нет, Нинок, не потянешь. Тут нужна крупная женщина – бандерша! А ты мелковата…»

В итоге образ Варвары Плющ воплотила на экране
42-летняя Нонна Мордюкова. Но жена режиссера и спустя годы жалела.

– Ведь абсолютно моя роль! – считала заслуженная артистка России. – Помните диалог с хозяином песика? – «А я вам говорю, наши дворы планируются не для гуляний!.. Вам предоставлена отдельная квартира – там и гуляйте!» И я очень хорошо понимала эту Плющ. Потому что в нашем палисаднике собаки все загадили! То есть тут просто часть моей биографии.

Гайдай, однако, проявил твердость.

– Я Лене даже скандал устроила! – не скрывала вдова. – Кричала: «Тогда мне вообще ничего не надо, если ты мне предлагаешь эту серость играть! Святая жена! Каждое слово – правильно! Скука! Не персонаж, а какая-то бледно-розовая пастила!» Но Гайдай был уверен, что такой и должна быть настоящая супруга. И оказался прав. После того как фильм вышел на экраны, я получила много писем, в которых мужчины писали, что мечтают о такой жене, как моя Надя. Я, конечно, усилила героиню своими качествами характера. В результате она стала уже не такой бесхребетной, как в сценарии. Можно сказать, я в этом фильме сыграла себя.

Актриса с гордостью рассказывала об удачной находке в одной из сцен:

– Помните, Надя пытается разбудить пьяного мужа, когда находит у него деньги и пистолет? По сценарию жена трясет Горбункова, а картина, висящая над кроватью, падает ему на голову и рвется. Эпизод никак не получался. Тогда я сказала: «Он же экономист! Всегда просыпается по будильнику. Надо поднести к его уху часы». Леня сразу принял мое предложение и был очень доволен. Сама я даже к эпизодам, сыгранным у Гайдая, подходила профессионально. Раскладывала жизнь своего персонажа до кадра и проживала ее много раз.

После выхода картины молва записала Нину Гребешкову в жены Никулину, которому на момент съемок было 46 лет.

– Прямо на улице подходили и спрашивали: «А как ваш супруг Юрий?» – недоумевала Нина Павловна. – Как-то покупаю картошку на рынке. Торговка взвесила и говорит: «А если в следующий раз придешь с мужем Никулиным, отдам бесплатно!» Даже спустя годы, когда вроде всем стало понятно, что я – жена Лени, люди не унимались. Одна женщина предъявила мне в магазине: «Ну, как же вы могли бросить такого известного артиста ради режиссера Гай­дая?» Смех просто!

Нина Гребешкова

Не может быть!

В 1974 году Нина Гребешкова сыграла вторую главную роль в картине своего на тот момент 51-летнего мужа – в киноальманахе «Не может быть!» по произведениям Михаила Зощенко (†63). 43-летняя актриса украсила первую новеллу «Преступление и наказание».

Действие происходит в 1927 году. Заведующего магазином Григория Горбушкина вызывают к следователю. Жулик уверен, что его ждет арест. Узнав об этом, предприимчивый шурин ворюги спешно продает все имущество супругов, а сестру Анну убеждает развестись – в 20-е это было просто – и стать невестой соседа Виталия.

Снимали в Астрахани из-за сохранившейся старинной булыжной мостовой, по которой Горбушкина – которого сыграл 51-летний Михаил Пуговкин – везут к следователю на кабриолете.

Нина Гребешкова оказалась в компании трех блестящих комиков. Еще двое – 39-летний Вячеслав Невинный (прохиндей-шурин) и 44-летний Михаил Светин (жених-сосед). Анна произносит несколько сочных реплик:

«Мне буквально дурно делается от твоего мычания!», «Что ж мне теперича в своем доме ни сесть, ни лечь не на что будет?» и коронное «Они сами не понимают, чего они хочут!»

Однако об этой роли Нина Гребешкова никогда ничего не рассказывала.

Нина Гребешкова

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Первую роль у своего мужа Гребешкова сыграла в 1960 году – в малоизвестном некомедийном фильме «Трижды воскресший». А потом был большой перерыв.

– Меня часто спрашивали, почему не снимаюсь у Гайдая. Я отвечала: «И кем там буду? Может, псом Барбосом?» – смеялась Нина Павловна. – Ведь считала себя драматической, а не комедийной актрисой. К тому же была самодостаточной и гордой. Когда Леня предлагал роль, говорила: «Найди кого-нибудь еще. А то будут говорить, что я у тебя по блату снялась».

Поэтому и в «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика» Гребешкова попала случайно – уже в 35 лет. Это произошло в 1966 году, когда 43-летний мастер приступил к съемкам будущего шедевра.

– За неделю перед выездом на съемки у Гайдая открылась старая язва, – объясняла Нина Павловна. – Я в это время должна была сниматься в главной роли в Киеве, на Киностудии имени Александра Довженко. Но отказалась, чтобы быть рядом с мужем. Понимала, что в таком состоянии Леня там просто угробит себя. Ведь он, бедолага, еще и туберкулез перенес в 30 лет! Гайдаю был показан юг, да муж и сам любил Крым. А «Пленницу» снимали в Алуште. И вот я взяла нашу девятилетнюю дочку Оксану, настроилась на семейный быт… А уже на месте кто-то посоветовал режиссеру придумать для меня роль второго врача-психиатра, которая приезжает забирать напившегося Шурика. Если честно, не очень люблю эту работу – слишком уж злая докторша получилась. Но зато Лене понравилось. И после этого я снималась уже почти во всех его фильмах!

Нина Гребешкова

12 стульев

Любимым романом Леонида Гайдая (†70) было бессмертное сочинение Ильи Ильфа (†39) и Евгения Петрова (†39).

– «Двенадцать стульев» я называла «обеденной книгой» мужа. Когда Леня садился есть, она сразу оказывалась у него в руках, – вспоминала Нина Гребешкова. – Гайдаю было смешно, как-то по-своему все там видел. А мне вообще не нравилось – не доходил этот юмор!

Тем не менее именно работу в «12 стульях» актриса считала самой лучшей у супруга.

Снимали в 1970 году. 39-летняя Гребешкова воплотила два образа: жену инженера Андрея Брунса и галлюцинацию спятившего отца Федора Вострикова – царицу Тамару. Мужа героини с репликой: «Мусик, ну готов гусик?» сыграл 48-летний Владимир Этуш. А попа – 47-летний Михаил Пуговкин.

– Гайдаю во всем нужно было добиться совершенства. Иногда ценой больших усилий, – продолжала Нина Павловна. – Надо снять отца Федора на скале в Дарьяльском ущелье – добывает пожарный кран. Потом, правда, выяснилось, что высоты в кадре все равно не видно. Тот же результат дала бы и съемка в павильоне. Ради кадра, где Пуговкин рубит стулья, группа целый месяц сидела в Грузии, в Батуми, и ждала, когда начнется сильный шторм на Черном море. А сколько потратили усилий, чтобы найти настоящие гамбсовские стулья! Их в СССР не было! И только у одной бабушки нашелся единственный экземпляр! Но она не соглашалась продавать ни за какие деньги! Его сфотографировали и изготовили 40 стульев. В конце осталось четыре, и Леня их купил на память, заплатив 1200 рублей – огромную сумму!

Подробнее

Фото: Соцсети