10 июля / 16:00

#Джеймс Паттерсон.

Джеймс Паттерсон. Любовь Орлова всю жизнь любила меня как своего сына!

Евгений Новицкий   10 июля / 16:00

Родившийся в Москве мулат стал моряком-подводником и поэтом

Джеймс Паттерсон.

– Когда вырос, меня еще много раз приглашали сниматься в кино, – уверял Джеймс Паттерсон. – Но я отказывался, потому что это не мое. Становиться средненьким актером не хотелось. Поэтому я выбрал другой путь.

В итоге единственной ролью мулата стал сын главной героини в кинокомедии «Цирк» 1936 года. Двухлетний малыш «сыграл» самого себя…

Отец самого знаменитого советского негритенка родился в США, в Нью-Йорке, и был художником. В 1932-м 22-летний Ллойд Паттерсон вместе с группой других чернокожих приехал в СССР, в Москву, для участия в фильме на тему американского расизма. Но съемки в последний момент отменили. Молодой человек не растерялся и решил остаться в «первом на Земле государстве рабочих и крестьян». Устроился диктором в англоязычную редакцию иновещания Московского радио. И женился на художнице Вере Араловой, которая была на год младше. Русская жена подарила негру из Америки трех сыновей: в 1933-м – Джеймса, в 35-м – Ллойда а в 37-м – Тома.

В 1935 году 32-летний Григорий Александров приступил к съемкам фильма «Цирк». Главную роль американской артистки Марион Диксон играла 33-летняя супруга режиссера Любовь Орлова. По сюжету циркачка-гастролерша остается в СССР, где ей не грозит травля из-за внебрачного чернокожего сына.

– С поисками актера на роль негритенка возникли трудности, – признавался Александров. – Мои ассистенты побывали в цыганских таборах под Москвой. Обдумывались и варианты с перекраской. Но, к счастью, мы вовремя узнали о Паттерсонах.

Режиссер хотел снять еще и настоящую бабушку мальчика в роли его няни.

– Когда ее увидел, то даже про жену забыл! – смеялся Джеймс Паттерсон. – Маргарет Глэско была невероятно красивой полукровкой – наполовину индианкой – и великолепно пела. Григорий Васильевич умолял ее сыграть в картине. Но бабушка ни в какую! Она была серьезным деятелем одной афроамериканской организации в США.

В результате роль няни получила 54-летняя джазовая певица Коретти Арле-Тиц, негритянка, переехавшая в Россию в начале XX века.
По сценарию Джимми приходилось то плакать, то смеяться. Первое достигалось проще. Малыш пугался 31-летнего Павла Массальского, который играл злобного антрепренера Франца фон Кнейшица. А заставить улыбаться ребенка получалось у 31-летнего Александра Комиссарова, исполнителя роли конструктора-любителя Шурика Скамейкина.

– Сцену «Колыбельная» снимали ночью, – продолжал Александров. – Чтобы Джимми не проснулся и не разревелся, договорились общаться жестами. Фонограмма, под которую шла съемка, слышалась еле-еле, и Любовь Петровна шепотом выговаривала слова: «Спи, мой беби, сладко-сладко…» А вокруг сопящего на руках Орловой негритенка, как рыбы в аквариуме, безмолвно и плавно ходили актеры. Никаких звуков не издавали всегда шумные ассистенты и операторы.

Когда началась Великая Отечественная, Ллойд Паттерсон отправил семью в эвакуацию в село Кашино под Свердловском, а сам остался в Москве. Однажды во время бомбежки не успел укрыться в убежище и получил контузию. От ее последствий 32-летний диктор иновещания и умер в 1942 году.

После войны, осенью 45-го, 12-летний Джеймс Паттерсон был зачислен в Рижское военно-морское Нахимовское училище.
Газета «Пионерская правда» тогда с гордостью написала:

«Джим станет офицером флота. Негр-командир поведет советский корабль в дальние походы».

Выпускник того же училища писатель Николай Верюжский (†80) вспоминал:

– Паттерсон был скромным парнем. Со всеми на равных. Никогда не афишировал свою популярность. Даже тяготился тем, что его при любом случае старались выставить напоказ. Учился средне. Боль­ше интересовался ли­те­ра­ту­рой. Математика да­ва­лась сложнее.

В 1949 году командование устроило встречу нахимовцев с Любовью Орловой. 47-летняя актриса очень обрадовалась Джиму, которому уже было 16, и удивленно показывала всем, как он вымахал. Это событие даже запечатлела кинохроника.

– Любовь Орлова всю жизнь любила меня как своего сына! – утверждал Джеймс Паттерсон. – Когда актрисе напоминали, что у нее нет детей, в ответ обычно звучало: «Как же нет? А Джимми?» Мы всегда были близки. Звезда приходила на мои творческие поэтические вечера. А я бывал на ее концертах.

Родившийся в Москве мулат стал моряком-под­вод­ни­ком и поэтом. В 1955-м окончил в Ленинграде Высшее военно-морское училище по специальности «штурман подводного флота». Но уже через три года уволился в запас в звании капитан-лейтенанта.

Стал писать и публиковать стихи. В 1963-м выпустил первый поэтический сборник «Россия. Африка». С тех пор основной доход приносили звезде фильма «Цирк» поездки по стране с выступлениями от Бюро пропаганды при Союзе писателей.

Джеймс Паттерсон женился только в конце 80-х – на учительнице Ирине Толоконниковой, она была на 22 года его младше. Но свекровь не одобрила этот брак. И в 1994-м супруги расстались. А потом поэт с мамой покинули Родину и обосновались в Вашингтоне, столице США.

После смерти в 2001 году 90-летней Веры Ипполитовны ее сын потерял всякий интерес к внешнему миру. Жизнь на чужбине у самого знаменитого советского негра не задалась и в конце концов не устроилась. Свои дни звезда фильма «Цирк» дожила в доме престарелых. Но умер «негритенок Джимми» только сейчас, во второй половине мая. Джеймсу Паттерсону был 91 год.

Подробнее

Фото: Соцсети