Британо-советский блицкриг: почему Гитлер признал иранцев истинными арийцами
Живя в страхе иностранной оккупации, Тегеран нашел себе союзника в лице Германии.

Как советские солдаты заставили отречся от престола шаха Ирана
Осенью 1941 года на западных рубежах СССР шли тяжелые кровопролитные бои, Красная армия отступала, сдавала города. А на южных рубежах в это же время РККА перешла советско-иранскую границу и успешно наступала. 16 сентября пала столица Ирана — Тегеран.
Ночной звонок премьер-министру
Ночью 22 июня 1941 года в спальне премьер-министра Уинстона Черчилля затрещал телефон. Черчилль поднял трубку, понимая, что произошло нечто чрезвычайное:
— Да.
— Сэр, войска вермахта перешли советско-германскую границу, — звонивший не скрывал своего волнения.
Черчилль секунду помедлил и ответил:
— Оповестите всех членов кабинета: завтра утром состоится внеочередное заседание.
— Сегодня утром, сэр, — поправил звонивший премьер-министра.
— Да, вы правы, сегодня утром, — согласился Черчилль и положил трубку.
Не торопясь он открыл хьюмидор, достал из него сигару: «Слава богу, теперь Англия спасена».
Проблемы логистики
Вечером 22 июня Черчилль выступил по радио и заявил, что Великобритания окажет самую широкую поддержку Советской России в ее борьбе с Гитлером. 27 июня в Москву прибыли британская военная и экономическая миссии для определения объемов и сроков военных поставок Великобритании СССР.
Обсуждался и вопрос о маршрутах. Самый короткий был через Северную Атлантику и Мурманск. Однако немецкие субмарины сильно снижали ценность этого пути: сколько кораблей уйдут на дно, не дойдя до Мурманска, сказать не мог никто.
Но был альтернативный маршрут: через Атлантику, в обход Африки, до Аравийского моря, через Персидский залив и далее через Иран в советский Азербайджан. Далековато, зато абсолютно безопасно: вне зоны действий немецкого подводного флота и авиации, ни одна тонна груза не уйдет на дно.
Но тут требовалось согласие Ирана, а Тегеран согласия на транзит военных грузов через свою территорию мог и не дать.
У русских летающие танки? Чем советские войска ошарашили японцев летом 1945 года
Пронемецкий нейтральный Иран
Продвигаясь к югу, к XIX веку Российская империя вышла на границы Персии и тут столкнулась с Англией, расширявшей зону своих интересов из Индии на северо-запад. Персия стала полем битвы между двумя империями, здесь лилась кровь русских и английских дипломатов, военных советников, шпионов, но чаще всего кровь простых персов.
Живя в вечном страхе иностранной оккупации (со стороны России или Великобритании), Тегеран искал себе союзника и нашел его в лице Германии, лежавшей за тридевять земель и потому не представлявшей угрозы территориальной целостности Ирана.
Еще до Первой мировой войны в Тегеране появились немецкие миссионерские школы и колледж, а к 1941 году Иран стал оплотом Германии на Ближнем Востоке. В вопросе, на чьей стороне окажется Тегеран, будь перед ним выбор, ни у кого со мнений не было.
А от иранской границы до Баку с его нефтепромыслами рукой подать, один бросок — и Красная армия останется без нефти. При таком положении дел мысль о превентивном ударе не могла не возникнуть.
У британцев были свои резоны оккупировать Иран: страна граничила с Ираком, который был британской бензоколонкой. Двинься иранская армия не на север, а на запад — и уже англичане останутся без топлива. Оккупация Ирана была предопределена.
Истинные арийцы
К началу Второй мировой в Иране работали тысячи немецких технических специалистов, в иранской армии и полиции служили немецкие советники и инструкторы, а приглашенные из Германии преподаватели перестроили иранскую систему образования под немецкие образовательные стандарты.
В стране усиленно формировался образ Германии как верного союзника Ирана, немецкий язык был включен в обязательную школьную программу, на его изучение отводилось 6 часов в неделю.
В Германии иранцы были признаны чистокровными арийцами, иранские студенты обучались в немецких университетах, а военные училища Берлина готовили кадры для иранской армии.
Право на оккупацию
Формальный повод для оккупации у Кремля был. В 1921 году большевики настолько раскочегарили Персию, что провинция Гилян откололась и объявила себя Персидской Советской Социалистической Республикой.
Шах слезно просил Кремль не поддерживать сепаратистов, обещая в обмен вечную лояльность Советской России и даже право Москвы на ввод своих войск на территорию Ирана, если вдруг Советы решат, что шах нарушил свое слово.
В Москве предложению обрадовались и захотели закрепить устное обещание письменным договором. Шах его подписал. И вот в Кремле сочли, что пришло время этим правом воспользоваться. Что касается британцев, то те не утруждали себя поисками даже формального предлога: интересы Британии требуют, и этого вполне достаточно.
16 августа 1941 года Москва направила в Тегеран ноту, в которой потребовала высылки из Ирана всех подданных Германии. Шах гордо ответил отказом. В Москве с облегчением вздохнули: «Ну и слава богу!»
СССР выделил для операции «Согласие» три армии: 44-ю и 47-ю срочно образованного Закавказского фронта и 53-ю Среднеазиатского военного округа. Британцы расщедрились на две пехотные и одну кавалерийскую дивизии и три бригады: пехотную, кавалерийскую и танковую (всего более 200 тысяч человек), крейсер, корвет и канонерскую лодку.
Иран мог выставить против этой армады только 9 дивизий и 100 танков чешского производства с противопульной броней.
Шах Реза Пехлеви
Британо-советский блицкриг
Операция началась 25 августа. Британские войска шли с территории Ирака, корабли британского ВМФ обстреливали иранские порты со стороны Персидского залива. В воздухе господствовали британские Королевские ВВС, шахская авиация — четыре авиаполка — погибла в первые же часы английского вторжения еще на земле.
Одновременно со стороны Азербайджана и Туркмении перешли границу части РККА, высаживали десанты суда Каспийской военной флотилии. Иранская армия не оказывала сопротивления, а просто разбегалась, офицеры массово дезертировали, бросая своих солдат.
29 августа шах Ирана Реза Пехлеви вызвал советского и британского послов и потребовал объяснений. Британец не стал отвечать, а советский сослался на договор от 1921 года и сообщил, что на севере Ирана бойцами Красной армии захвачен аэродром с немецкими самолетами с красными звездами на крыльях. Что господин Пехлеви скажет по этому поводу?
Шах в ответ пообещал, что через несколько часов в стране не останется ни одного немца, и попросил остановить победный марш британских и советских войск. Послы ответили молчанием. Немного подумав, шах приказал войскам сложить оружие и не оказывать сопротивления. Советские танки остановились в 125 километрах от Тегерана.
Чуть отдышавшись, Пехлеви отложил высылку немецких специалистов на неограниченный срок и начал торг об условиях нахождения иностранных войск на территории Ирана. У советской стороны времени на препирательства не было (на советско-германском фронте ситуация была просто аховая), и 16 сентября советские танки двинулись на Тегеран.
На следующий день шах отрекся от престола, его преемник тут же объявил о высылке из страны не только немцев, но и румын, венгров, итальянцев — всех представителей стран гитлеровского блока — и согласился безоговорочно выполнить (и выполнять в будущем) все без исключения требования британо-советской стороны.
В ходе операции советская сторона потеряла 40 человек убитыми, британская — 22, иранская — 800. Вот это и было, что называется, «малой кровью, могучим ударом».
Восточный коридор
Иран был поделен на зоны ответственности, и союзники принялись срочно модернизировать иранскую транспортную систему. Прокладывались сотни километров железных и шоссейных дорог, строились десятки мостов.
Ударными темпами реконструировались порты: многие не имели ни подъездных путей, ни причалов, ни кранов, суда бросали якорь в 10–12 милях от берега, а грузы переправляли на берег на парусниках.
Со временем ценность трансиранского маршрута все возрастала, объемы перевозок увеличивались. Если в 1941 году они составляли 3,7% от всех военных по ставок союзников СССР, то к 1942-му поднялись до 28,8%, а к 1943-му — до 33,5%. Всего за годы войны через персидский коридор прошло 23,8% всех поставок по ленд-лизу.
С окончанием войны иностранные войска оставили Иран. В марте 1946 года ушли британцы, а в мае страну покинули советские войска, оставив иранцам сотни километров построенных железнодорожных путей, шоссейных дорог, мосты, заводы по сборке автомобилей и самолетов и не забрав ни сантиметра иранской территории.
Клим Подкова